Самарский Университет

Ростовские Каникулы

Автор: В.Потапов
Фото: Ю Липченко, В. Потапов

Защитив диплом, наскоро подвязав концы наиболее важных дел, а неважных обрубив напрочь, я покинул Самару, полную бессмысленной суеты и отправился к своей долгожданной скво.

«Всех с новым годом!» - сказал я и вылез из машин СанСаныча, который нас развозил по домам после тренировки на скалодроме. То был поздний вечер понедельника, а во вторник утром я уже был в поезде.

Поезд

В купе бережно храню две вещи: молчание и спокойствие. С трудом запихиваю рюкзак на третью полку, а сам в скором времени залезаю на вторую.

Попутчики – олицетворение глупости современного человека. Бессмысленно треплют языками, ведут неестественную беседу. Двое едут до Сызрани – мужик 40 лет и тетка 55-60 и еще одна попутчица, являющая собой непрерывный поток информации. Эта 60-летняя бабушка села не на свое место и всю дорогу решает - переселяться ей назад или не надо, спрашивает совет у проводницы. Та отвечает: «Ну конечно оставайтесь, если только не сядет какая-нибудь дебильная семейка, которая хочет ехать вместе.

За три часа поездки до Сызрани были обсуждены следующие темы:

Сдача экзаменов в институт, капризы детей по поводу еды, жизнь и быт в цыганских семьях, политический строй России и жизнь в условиях, когда страной правит мафия ( в данном вопросе все понятно, и понятно было еще очень давно), татуировки, символы и знаки, энергетические вампиры, свастика и солнцеворот, нравы современной молодежи, работа транспорта в Сызрани, и конечно же зарплата.

В Сызрани «дебильная семейка» садится. Ребенок, задающий слишком много вопросов и порой произносящий совершенно не детские фразы, например, этак с видом знатока «Эх, хорошо, сядешь в поезд, залезешь на второй этаж…».

Проводница выглядит слегка поддатой, но потом выясняется, что это ее нормальное состояние и пить-то ей необязательно. Она заходит в наш загон и произносит сногсшибательную фразу: « Так, господа, по техническим причинам люма не будет…» Едем в темноте.

Вечером с третей полки рухнул мой сундук и чуть не сломал ребенку ногу… Отец семейства, спокойный человек внушительных размеров, настоятельно рекомендовал мне убрать рюкзак в рундук. Возражать не стал.

Утром играю в шашки с соседским ребенком дошкольного возраста. Силы практически равны, поэтому две ничьих.

Ростов

Скво обитает в огромной квартире для великанов в центре города. Здесь можно ходить на ходулях или кататься на велосипеде. Одним словом, корпорация не жалеет…

За окном прелестные парижские трущобы, а за стеной живет саксофонист, поэтому с 11 утра до 4 вечера мы слушаем джаз.

Когда Она отправляется на работу, я брожу по городу.

К моему счастью, первое место, куда я попал, была набережная реки Дон. Поэтому первое впечатление от города у меня положительное.

В конце декабря река еще открыта для судоходства. Тут и там виднеются памятники (адмиралу Ушакову и писателю Шолохову), а вдоль всей набережной стоят корабли – от больших четырехпалубных «Антон Чехов» до различных буксиров и маленьких лодочек. В некоторых местах ограда отсутствует и к воде ведут аккуратные ступеньки. Дон несет льдины и холодный ветер из северных частей нашей страны, где уже наступила зима. А по набережной бродят матросы в черных галстуках и белых рубашках. Точнее не матросы, а курсанты морских училищ, но это неважно. Они вписываются в общую картину. Все это чем-то похоже на Питер, даже мост разводной имеется. Вернее он не разводной, а поднимающийся вверх.

Еще в Ростове есть клуб альпинистов, который располагается в четырехэтажном здании со скалодромом на одной из стен. Причем скалодром очень древний. Он сделан не из фанеры, а из настоящих скал.

Изрядно нагулявшись, я покупаю необходимые продукты и возвращаюсь домой. Постигаю особенности быта мужчины 21 века, а именно чищу картошку, пока бизнес-леди на работе. Издержки производственной деятельности альфонса.

Гости

Вечером в гости приходят разные люди.

Как-то коллеги по ресторанной деятельности зашил отметить корпоративный новый год. Будучи единственным представителем мужского пола, я взялся разлить вино по бокалам и в первую же секунду допустил три ошибки: оторвал ножку бокала от стола, наклонил сам бокал, и наливал через руку. После разбора ошибок от процедуры был отстранен.

В другой раз приходил ростовский спелеолог Юра и рассказал план нашего похода.

30 приехали самарские спелеологи. Екатерина Кар громко и пронзительно смеялась, носилась по квартире в безумном восторге и клялась жестоко отомстить всем тем, кто собирался ехать в Ростов и не поехал.

Я сидел пил пиво и курил кальян, мудро взирая на мир мутными зрачками. Потом приходили еще люди, суетились, делились проблемами. Я выражал абсолютное спокойствие и неспешность. А наутро мне было плохо.

К обеду Максимов вытащил меня для совместного исполнения супружеского долга, а именно похода в продуктовый магазин для новогоднего стола.

Я, лежа на тележке, безразлично перекатывал ее по широким магистралям супермаркета, а Леха внимательно читал список, написанный девушками, делил количество продуктов на два и складывал все это в корзину.

Новогодняя ночь была…Все помню, но ничего не расскажу.

Второго числа Леха с Катей свалили, а третьего и сами мы двинулись в путь.

Про поездку в город Черкесск.

Прежде чем описать данную поездку, следует отметить, что все это осуществилось только благодаря Ростовским и Черкесским спелеологам. А именно, Юрию Липченко, которой был инициатором всего путешествия, и его отцу Сергею Юрьевичу Липченко, в гостеприимном доме которого мы и жили. Все было просто прекрасно и даже лучше. Так что огромное спасибо.

Однако если сказать, что все было идеально, никто же ведь не поверит - все сочтут это за вежливый респект. Поэтому позволю себе покапризничать, и высказать ряд существенных претензий, о которых сам Юрий вспоминал не раз.

Итак, все началось, как только мы сели в поезд – оказалось, что вместо плацкартных билетов Юрий приобрел нам купейные. Вот. А мы, может, и не хотим ехать в купейных…

Второе - пещера Кадет-Дорбун - до которой идти по словам Юры всего то 4 километра оказалась значительно дальше - около 8 километров и значительно выше, чем можно было себе представить - перепад высот около 800 метров.

Третье - В пещере Грибная, на входе оказалось огромное количество пауков, которые изрядно напугали женский состав нашей команды.

И, наконец, четвертое и самое страшное. Юрий сказал, что из окна дома будет видно Эльбрус в ясную погоду. Но все то время, пока Гуля была в Черкесске, погода не была ясная и Эльбруса не было. Как не было пределу и разочарованию. Шутка.

Ну а кроме шуток - за все время пребывания в городе Черкесске, я ни разу не получил удовольствия кататься на общественном транспорте.

Всегда нас около дома поджидал какой-нибудь знакомый таксист на авто. И надо было лишь закинуть рюкзак в багажник, а тело в салон (главное не перепутать). Даже мусор выкидывать ездили на таксо...

Ну ладно, поехали уже.

Сели в поезд - Москва Нальчик. У этого поезда есть два волшебных вагона, которые в Нальчик не доезжают, а среди ночи их отцепляют на какой то станции (если я не ошибаюсь, Невинкой зовется). А затем, уже ближе к утру, эти вагоны подбирает другой паровоз и везет их в какой-то аул, проезжая при этом Черкесск.

Утром мы очутились в гостеприимном доме, где нас кормили завтраком и коньяком. Так что четвертого января 2008 года мне пришлось пить коньяк в 8:35 утра. Не могу сказать, что я был особо против, я был даже за, но сама тенденция меня пугала.

Несколько часов отдыха и вот просторная «волга» несет нас куда-то. На улице -16 градусов и жуткий ветер. По пути проезжаем какую-то плотину и поселок Тепличный - где самая большая в России теплица. На каком-то этапе дороги водитель резко берет штурвал влево и на себя и машина начинает стремительно набирать высоту. Изумленно гляжу на странные голыши вдоль дороги. Интересно откуда они здесь, высоко все-таки. Неужели когда-то здесь было море... Однако подобных вопросов в компании двух геологов предпочитаю не задавать. Мои мысли опережает Гуля и задает все-таки вопрос. На что геологи хором отвечают: " А когда дорогу строили - навезли".

Вылезаем из машины и приятно удивляемся - тут намного теплее, чем в городе, и что самое главное нет ветра. Кругом горы. Это место называется Сары-Тюз или Желтые камни. В общем, неважно какая будет пещера, а поездка уже не прошла даром.

Красотень.

Пещера Кадет-Дорбун

Подъем длится около двух часов с одним перекуром. Высота около 1400 метров. Пещера находится на хребте Скалистом. А еще отсюда видать какую-то важную составляющую Кавказских гор, но я забыл, как она называется.

Добрались до пещеры, "стали проникать внутрь". Неспешно перекусили в привходовом гроте, где из дыры тянет теплом. Местные спелеологи, как и самарские понимают смысл такой категории как "процесс", когда процесс совершения какого-либо действия увлекает намного больше чем результат, поэтому ближайший часа полтора мы дружно ворочаем тяжелые камни, и создаем себе из них мягкое ложе в удобном нам месте. Отдельное слово по поводу удобства. Местные спелеологи очень любят комфорт и поэтому сотовые телефоны у них ловят прямо в пещере. Увидел сам - глазам не поверил. Ну представьте, лежит человек в палатке в ПБЛе, или сидит в подземном лагере, возле горелки, где света то от входа почти невидно и разговаривает по мобильнику. (Секрет до дупого прост - на одной из гор имеется мощный ретранслятор).

После постановки лагеря отправляемся искать другую пещеру с более простым называнием Грибная, которая расположена, где-то недалеко - " в комбезах дойти можно".

Одна проблема - темнеет.

В итоге мы имеем замечательную прогулку по горным склонам.

Снег, покрытый тонким слоем льда, ломается под ногой, и осколки звонко скользят вниз по ледовой корке, а я стою, выдыхая клубы пара, и смотрю, далеко ли она покатилась. Когда становится слишком жарко, мы садимся отдохнуть и смотрим на огни города, которые кажутся совсем близко. Можно различить даже огни машин, бегущих по дороге...

Возвращаемся в лагерь, с четким желанием перекусить. Желание выполнено, отправляемся в пещеру. Говорят протяженность около 300 метров, но это явно кто-то поскупился. Точно больше Греве. Типичная уральская пещера с глиной и натеками, напоминает Мариинскую, только намного теплее. В пещере были найдены кости человека, причем не простого, а какого-то важного, то ли бандита, то ли воина, с большим драгоценным поясом. (отсюда и название Кадет) А еще в пещере есть мраморный оникс и летучие мыши, каких я доселе не видел - большие, страшные.

Пещера заставляет попотеть и разминает, словно скалка тесто, отвыкшее тело.

Наконец, мы выходим к воде, и ее здесь много. Это радует, поскольку до ручья на поверхности - час ходьбы. Вдоволь наползавшись, отправляемся спать.

Утром вчетвером стоим на полочке и взираем на мир, где-то внизу и на небо. Небо обещает солнце.

Местные спелеологи пользуются особой терминологией:

Словарь местных спелеологов

Куль – транспортный мешок или рюкзак.
Бечевка – основная веревка.
Шнурок – короткий конец веревки.
Пещера побита – изуродована людьми, стены исписаны, сталактиты разрушены, и мусор
Космическое одеяло - изофолия

Собираем кули и идем искать пещеру.

Погода напоминает раннюю весну. Сидим себе загораем. Наконец-то вход найден. Хорошо, что мы его вчера не нашли. Уж больно высоко он находится, спускаться оттуда в темноте было бы весело.

Неспешно направляем свои стопы вверх. Поднялись, нагнулись и поползли.

Про пауков (или пещера Грибная)

В пещера населена пауками, которых моя подруга немного боится. Если в пещере встречается один паук, его можно накрыть рукой, и его никто не увидеть. Два паука требуют двух рук, три паука - руки и еще какую-то часть тела. Однако здесь их было около 20, и они нависали мерзотнейшим образом на потолке очень низкого лаза. Если заденешь - упадет за шиворот и будет ползать под комбезом - и еще и не достанешь в шкурнике - то. Но я пауков не боюсь, и я пошел, а Гуля от созерцания "грибов" воздержалась.

Пещера представляет собой весьма глубокий диаглаз (проще говоря - щель)

Имеется несколько этажей. Прогулявшись по верхнему уровню, раскрашенному большей частью в глиняно-коричневых полутонах, мы спустились ниже. Не поверил своим глазам, когда увидел снег на нижнем уровне. И правильно сделал, что не поверил - оказался гипс. Долго трогал руками в предвкушении привычного холода - но нет гипс и все тут.

На самом нижнем уровне - комната для медитации - глубокое озеро и красивые разные штуки.

Выбрались из пещеры, вернулись к кулям, разожгли костер из веток маленьких и кривых деревьев. Солнце греет и костер, так что в майке не холодно. Спускаемся, созерцая закат.

Становится холодно. Выпрыгиваю из машины, хватаю рюкзак и бегом в теплую квартиру. Горячая ванна, холодный коньяк.

Темным утром отправляем Гульнару на работу в Ростов.

Пещера Шайтан-Тамак.

Ранним и морозным утром отправились мы туда. Сегодня наконец-то то ясная погода и я в первый раз увидел Эльбрус. Никакого впечатления - мале6нькая пипка на горизонте.

Машина несется по пустой утренней дороге. Мое тело никак не хочет признавать тот факт, что наступил уже день и пора проснуться. Неспешно встает солнце, награждая свои теплом избранные участки земной поверхности. Остальные подождут. Мы высаживаемся в на таком, участке, которому ждать солнца еще часа три. В общем, не жарко.

Начинаем неспешно подниматься. По мере подъема настроение движется в том же направлении, что и мы. Где-то внизу река Кубань - цвет воды голубой. Уже движемся по солнечному участку пути. Решаюсь на отверженный стриптиз и снимаю с себя две куртки. Подъем становится настолько крут, что мне приходится вспомнить тренировки на скалодроме в Самаре.

Как там сейчас СанСаныч. Никто над ним не посмеется, не обзовет «котенком во время наводнения...»

Ну вот, мы у входа. Оно того стоило - я имею в виду столь ранее пробуждение...

Дыра коренным образом отличается от вчерашних пещер. Шайтан- Тамак - переводится как Горло Шайтана. Горлом называют длительный ползучий шкурник на входе, пол которого покрыт слоем пыли в несколько сантиметров. При движении спелеолога пыль взмывает вверх и заполняет собой весь ход. Который достаточно длинный, чтобы можно было проползти его на задержке дыхания. Стараюсь плавно передвигать руками, дабы не поднимать тучи пыли, этому отнюдь не помогает - транс с видео камерой. Языком слизываю с зубов горьковатый налет.

Вылезли в небольшой зальчик - дружно дышим воздухом без пыли. Предлагаю в шутку переименовать пещеру в «ползун-дорбун». Продолжаем движение - мягкую пыль сменили острые камни, а ползун все тянется.

По основному ходу проложена веревочка, которую я не спешу сматывать, как обыкновенно это делаю в Ширяевских штольнях, бодро тыкая пальцем в карту. Уж слишком много всяческих ответвлений в разные стороны, которые пророчат интересные и очень длительные приключения.

Когда "зубная боль в коленках" становится весьма заметной - Сергей Юрьевич - предлагает нам самим продолжить прогулку в дальнюю часть пещеры, а он в это время перекурит.

"Ну что, пойдем дальше?" - спрашивает Юрий.

"Конечно, пойдем" - отвечаю я, сам не понимая, зачем я сказал это нелепое "Конечно". Продолжаем движение вдвоем, теперь уже тщательно запоминая повороты. Вчера, когда искали выход из пещеры Грибной, наши указательные пальцы направились в диаметрально противоположенные стороны. Кончается веревочка-ходовик, зато на стене появляется надпись - "Зал трех колец".

Интересно, а сколько вариантов кольцевых маршрутов можно составить из трех колец - ответ прост - как минимум до вечера.

Здесь уже можно стоять в полный рост. Пересекаем одно из колец и попадаем в "Комнату страха" о чем также свидетельствует надпись на стене. Свое название данный зал получил за большое количество морд, рож, рыл и клыков, которые смотрят на спелеолога со всех сторон. Стены и потолок тщательно вылизаны водой и имеют плавные формы. Когда какая-нибудь глыба, отвалившаяся от потолка, встречается среди обычных камней - я, каждый раз принимаю ее за кость динозавра. Проходим еще немного, в пещере начинает появляться глина, которая намного приятнее острых камней или пыли.

Поняв тот факт, что база данных с пройденным количеством поворотов уже переполнена, начинаем искать дорогу назад.

Сергей Юрьевич говорит: " если у новичка после посещения этой пещеру не пропадет желание заниматься спелеологией, то..."

"Это диагноз" - заканчиваю я.

В общем, Шайтан-Тамак напоминает нашу Серноводскую. Красота таких пещер наилучшим образом проявляется темно-синим цветом на белых коленках пионерок.

После выхода из пещеры долго и неспешно обедаем

Автобус

Раннее утро, либо поздняя ночь. Мы стоим на холодной «наруже», и пытаемся проникнуть внутрь. Однако, туда не пускают. Слишком много желающих свалить из Черкесска в Ростов. Как же все спешат на любимую работу. Водитель, ощущая себя царем – палачом, пальцем указывает тех, кому суждено отправиться в путь. «Вот вас, девушка в красном, я не возьму, …Я в красном не беру…» Девушка, не понимая шутки, уже готовиться раздеться. Мы с Юрием явно не находимся в числе счастливчиков. Заботливая мама проталкивает студента, у которого завтра экзамен. Студент еще спит, и если бы не мама - быть бы ему снаружи. Я требую предъявить студенческий. Кричу, что я тоже студент, вцепляясь когтями в черную пластмассу Икаруса, но тщетно.

В конце концов, на заднем плане появился второй царь (второй водила), который за нас заступился. Мы внутри.

Восемь часов в автобусе.

На какой-то промежуточной остановке заходит бодрая тетя, работник автостанции и пытается усадить людей на наши рюкзаки – неспешно и основательно собирает сумки в кучу и кладет на них сверху сидушки. Оказывается, билеты на наши рюкзаки тоже проданы. Поспешно убираем кули на колени.

Прощай, Ростов

Последние часы перед поездом. Смутные чувства. Ростов мне уже порядком надоел. В памяти то и дело всплывают призраки оставленных в Самаре дел. Хочется домой. С другой стороны моя скво останется здесь. И ехать не хочется.

Поезд тронулся, и ростовская квартира за окном, а также все, что здесь было, медленно покатилось в прошлое. Одно мгновение - машинист нажал рычаг, и то, что было настоящим, стало необратимым.

P.S.

Утром в вагоне обнаружил кучу детей, двенадцатилетних девочек, их куда-то коллективно вывозят... Поспешно привязываю свой рюкзак.

Со мной в купе: блондинка, экстрасенс, и мужик, который бежит от своей жены. У него на телефоне на ее звонки стоит песня Би-2 "В серебре" - " Я не вернусь..."

На расспросы я отвечаю, что сам – студент аэрокосмического, пятого курса, и что когда закончу, пойду работать на завод.

В этом театре, можно выбрать любую роль.