Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

11-12.09.2010. Набережные челны

Набираю в поисковике « Секреты победы в мультиспортивных соревнованиях». Первое, что попадается на глаза: « Самое главное выбор напарника». Что ж, повезло мне с напарником или нет, сложно сказать. Вообще, я должен был участвовать в состязаниях вместе с человеком по фамилии Хохрин, Хохрин - Самарский спортсмен спелеолог, несколько лет подряд занимающий исключительно первые места в городских соревнованиях по спортивной спелеологии и альпинизму (лично для меня авторитетный спортсмен, к чьему мнению относительно тренировок я охотно прислушиваюсь). По стечению обстоятельств все вышло не так как планировалось и за неделю до старта стало ясно, что Самару представлять будет команда, состоящая из меня и Минеева Василия. Вася - человек, которого я знаю достаточно давно, он не спортсмен, но достаточно вынослив и обладает огромным желанием пробовать свои силы в подобных приключенческих гонках. Что ж, команда была сформирована, были проведены совместные тренировки, подготовлены снаряжение, одежда, приборы, приспособления. Однако, оставался факт, посеявший в наших сердцах сомнения в успехе мероприятия – ни я, ни Василий не имели навыков в спортивном ориентировании.

Набережные Челны находятся на расстоянии примерно 420 км. от Самары. Отпросившись с работы в пятницу 11/08, выезжаем из Самары и в 18 : 00 уже узнаем в какую комнату заселяться. Таскаем трансы, паркуем машину, стараемся не упустить возможность поесть горячий ужин, уверяем мед. сестру, что мы здоровы и добровольно согласились сутки не спать, а бежать, плыть, карабкается, плыть, ехать и нам это нужно. Готовим вещи для транзитной зоны, крепим номера на велосипеды, приклепываем на запястье ленту для компостеров находящихся на КП, получаем легенду. Сидим поджав ноги на кровати и крутим компас в руках. Удивляемся легенде, завтра нас ожидает: старт из парка культуры в городе (начало шоссейной вело гонки), затем байдарка, веревочный этап, трекинг, велоориентирование, веревочная техника, велогонка, байдарка, спортивное ориентирование, и, на последок, снова велоэтап. Пытаемся уснуть.

В соревнованиях по данной дисциплине я участвовал второй раз. В 2009 условия были не такие шикарные, спортсмены жили в палатках на пляже (правда, охраняемом). Дистанция прошлого года была на мой взгляд легче и имела 4 транзитные зоны, что позволяло не задумываться о весе снаряжения и о том когда тебе станет холодно, голодно или жарко. Мы тогда пришли четвертые в мужском зачете. В 2010 популярность мультиспорта была замечена (при помощи организатора Алексея Болотова) местными представителями власти и они поспособствовали. В результате спортсмены жили в детском лагере на берегу Камы и питались централизованно. Какая будет дистанция только догадывались, но я знал железно, что не хуже чем прошлая.

Утро – вскакиваем, получаем допуски по всем пунктам, собираем подписи на обходных листах, завтракаем, грузим велы, пакуем вещи, садимся в автобус, смотрим с кем предстоит состязается. Да... Хорошие все-таки ребята, главное, все веселые, дружные.

Но вот дан обратный отсчет 5,4,3… Сердце бьется как перед прыжком с парашютом, отмашка и понеслось… Молодцы организаторы! Движемся в колонне с сопровождением ГИБДД, проспект перекрыт, рты у прохожик открыты – эффектно. В один момент стартовало три гонки: мультиспортивная, вело и пешая. Фестиваль спорта! Мчим. Василий, как настоящий велогонщик «сидел на колесе», а за несколько метров до старта вырвался в перед и рассекая широкой грудью воздух (следом педалил я), финишировал первым. Ух, сколько сил еще, хватаем рюкзаки и к байдам, на берег (финиш нашей команды был единственным моментом в гонке, который мне понравился). Мы первые. Гребем синхронно, красиво, но через км 8 нас уже обходят команды с более продвинутыми плавсредствами. В результате на веревочный этап мы прибыли четвертыми. Работа с веревкой, когда на тебе комплект SRT - это удовольствие. Проходим подъемы, спуски, закачки, перила и вдруг веревка кончается. Не успели мы еще выщелкнуть снарягу, а ощущение того, что мы заблудились, уже подкрадывалось.

Впереди этап трегинг (бег по пересеченной местности с целью собрать КП), постановщики дистанции предупреждали: « Главное успеть до темноты». Огромные овраги, густой лес, отсутствие дорог и просек. Достаем карту, крутимся на месте, тычем пальцами в разные стороны, бежим, возвращаемся, опять крутимся, опять бежим. Чудом, и не как иначе нашли первый КП, успев заблудиться, отчаяться, впасть в панику, взять себя в руки (оба пункта касаются только меня), поругаться, помириться, взяли остальные три КП. Одна из точек находилась на кромке воды. Основываясь на своих знаниях, принимаем решение выходить на неё, не по оврагу, как это сделают те, кто этот овраг могут найти, а бежать вдоль воды. Но не тут-то было! Берег оказался обрывистым, покатым, глинистым, бежать пришлось по колено (местами по пояс) в воде. Миновали очередной этап.

На велоориентирование прибежали уже на закате. Вскочили в седла и давай крутить. Согрелись, отдышались, поняли, что уже делаем ошибки. Задача второго этапа набрать необходимую сумму балов для дальнейшего прохождения гонки. Пикеты разбросаны по квадрату грубо 5 на 5 километров. Найти нужно было минимум 17 из 20 пикетов. Задача с виду проста, но чем меньше у тебя опыта, тем больше у тебя должно быть сил и времени для её выполнения. Примерно в 23:00 наша команда поняла, что оделась не по сезону (было +3С) двигаться на велосипеде быстрее 10 км/ч было не возможно – коченели конечности. Вполне намерзшись и наплутавшись, примерно в два часа ночи, мы оказались в высохшем болоте, потратили кучу времени, а КП не нашли. В голову лезли вредные мысли, которые усугублялись нашим одиночеством, ведь на дистанции работает около 20 команд, а где они? Уже, наверное, завершают следующий этап, мы одни остались в этом болоте? Рассуждаем: «Ну найдем мы все КП, допустим, успеем на следующий этап, а дальше спортивное ориентирование – еще сложнее будет». Так и пришло к нам осознание – это для нас сложновато, едем мы к лагерю взгляды потупили, я думаю, как же я Алексею говорить о причине снятия буду, в том году четвертое место, а в этом позор! Ну а что тут собственно говорить, всем и так понятно: тренироваться нужно, команду крепкую нужно, ну и конечно ликвидировать пробелы в знаниях.

Следующая фраза, которою я набил в поисковике: «Спортивное ориентирование в Самаре».