Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Башкирские каникулы

С 3-го по 7-е ноября спелео-клубом СГАУ была совершена экспедиция в Башкирию. Целью поездки было посещение пещер Ледовая, Хазинская, Отважная и Олимпия и проведение в них школы. Вот рассказ о том, как это было глазами одной из участниц экспедиции.

7-октября, собрание, обсуждаем предстоящие экспедиции. Самая близкая по времени - Башкирия, запланированная на ноябрьские праздники. Соглашаюсь ехать, это ведь еще так нескоро, успею собраться

30-е октября, последнее собрание перед поездкой, а у меня еще почти ничего не готово, надо собирать вещи, разбираться с учебой. Столько дел!!! Паника 3-е ноября. Ну вот, мы уже на вокзале. Потихоньку собирается народ, все в приподнятом настроении, конечно, ведь впереди такое приключение! 4-е ноября. Ночь в поезде прошла незаметно. Наша станция, надеваем рюкзаки и вперед - навстречу судьбе

На вокзале нас встречают коллеги из Салавата, очень хорошие и веселые ребята. Рассаживаемся по газелям и снова в путь. По самарскому времени 4 часа утра и по дороге все спят.

Мы прибыли в лагерь. Он расположен на небольшой поляне, окруженной деревьями, неподалеку протекает родник, это очень большой плюс для быта на поверхности и, конечно же, прекрасный пейзаж. Все занимаются обустройством, дежурные готовят обед. Пока каждый был занят своим делом, наши руководители, Потапов Валентин и Асылгужин Артур, распределяли нас по группам для выходов пещеры и составляли план действий на сегодня. Обед и знакомство с салаватскими спелеологами. После этого руководители оглашают списки групп и их маршрут на сегодня. Я состою в группе Фомича, мы и еще две группы идем в пещеру Хазинская. Она ближе всего к лагерю и по размеру самая маленькая, самое то для первого дня.

Немного отходим от лагеря и начинаем подъем к пещере. Вот и она. Так как она небольшая, решили забрасываться группами с небольшим интервалом по времени. Наступила очередь нашей заброски. Вход низкий, сначала приходится немного пригнуться, а потом и вовсе лечь на живот. Немного ползем и попадаем в зал, в котором можно встать и выпрямиться. Пещера не очень грязная, лишь местами попадаются лужицы, которые можно аккуратно обойти. Залы, несколько низких ходов - вот и вся пещера. Она, действительно, очень маленькая. После выброски, мы решили подняться на вершину горы и оттуда осмотреть местность. Картина впечатляющая: все видно, как на ладони поселки, поля, а вот и наш лагерь - отсюда он кажется совсем маленьким! Пора возвращаться. Мы пришли раньше всех, поэтому решили начать готовить ужин. Мелкие дела, веселые разговоры у костра вот уже и стемнело. Стали возвращаться группы из других пещер, уставшие, но довольные, у каждого свои впечатления, которыми хочется поделиться. Ужин, оживленные разговоры, смех, песни под гитару, время летит незаметно, однако, пора ложиться спать, ведь завтра новый день, и я еще не знаю, какую пещеру для меня он готовит.

5- е ноября. Утро. Совсем не хочется вылезать из теплого спальника, но ведь я же не спать сюда приехала. Завтрак и распределение. Сегодня наша группа идет в пещеру Олимпия. Это самая далекая и большая пещера. До нее идти 10 км и там довольно-таки сложный подъем. День предстоит тяжелый. Сборы и выход в путь. Дорога пролегала по очень живописным местам, хотелось все сфотографировать, но время не ждет, нужно идти. Мы несколько раз делали привал, и путь до пещеры показался мне совсем не сложным, только подъем вызвал некоторые затруднения, но и его все преодолели. Легкий перекус, облачение в комбезы, и т.к. планировалось, что будет навеска, мне пришлось надеть СРТ. Немного переформировали наши группы, чтобы их состав соответствовал сложности задания и вот долгожданная заброска.

Вход представляет собой небольшое круглое отверстие, спускаться по которому нужно распором. Спустившись, мы увидели большой зал, и стали двигаться по заданному нам направлению к легендарной Царевне Лягушке - это большая натечка, по форме очень напоминающая это земноводное, ну, а благодаря короне, сделанной уже человеческими руками из глины, она и получила свой титул царевны. По пути к ней я изучала пещеру. Так как мой спелеологический опыт еще мал, мне эта пещера показалась очень масштабной. Почти везде можно выпрямиться в полный рост. Пригодились навыки скалолазания и техника распора. Были места, залезть в которые, из-за моей боязни высоты, не представлялось возможным. Особенно запомнилось одно место, названное нами "родильным отделением", потому что спускаться туда было очень сложно и страшно, и девушки грозились родить прямо во время спуска. Я смотрела вниз и чувствовала, как внутри возрастает страх и к глазам подступают слезы. Глубокий вдох и я делаю первый шаг. Участники группы поддерживают меня морально и подсказывают, куда лучше поставить ногу или руку, обо что упереться. Кругом глина, все прилипает, это очень препятствует движению, но вот я спускаюсь ниже, еще ниже, и Паша буквально снимает меня и ставит на землю. Да!!!, я сделала это! Я смогла! Переполняют чувства гордости за себя и благодарности ребятам, без них я бы не смогла. Стоя на ровной поверхности можно и оглядеться, здесь очень красиво: со стен стекает прозрачнейшая вода, и внизу образовалось небольшое озерцо. Мои переживания во время спуска стоили этого. К сожалению, сделать навеску не получилось, потому что место, в котором ее планировалось провесить, оказалось слишком недоступным. Мы еще немного погуляли по пещере и направились к выходу, потому что прошло много времени, а выйти в обратный путь желательно засветло. Выбравшись на поверхность, мы увидели, что пока мы были в пещере, прошел сильный дождь и наши рюкзаки, в частности, мой, промокли вместе с содержимым. Этот факт подпортил мне настроение. Переодевание, попытки не испачкать глиной чистые вещи и обратный путь. Спуск оказался "веселым" после дождя почва стала очень скользкой и местами мы просто съезжали по ней, как на сноуборде. Идти обратно было гораздо тяжелей, чем к пещере, потому что на обувь прилипали огромные куски грязи, и она становилась неподъемной, и еще путь затрудняла темнота, тут мой фонарик меня огорчил: свет был слабый, приходилось напрягать глаза, из-за этого они начали болеть. Мы сделали всего два привала и довольно-таки быстро добрались до лагеря. Как только мы пришли, начался дождь, который не прекращался до следующего дня. Из-за сильной усталости не хотелось даже есть, только спать в теплом сухом спальнике.

6-е ноября. Сегодня мы уезжаем, но до отъезда еще много времени, поэтому группы снова идут в пещеры. Мне тоже хочется, но у меня все вещи мокрые и из-за опасения сильно простудиться, я отказываюсь. Завтрак, все расходятся по маршрутам, в лагере осталось только несколько человек. Льет дождь, я решила разобрать свои вещи в палатке. Когда я закончила и выглянула наружу, я просто замерла от удивления: вместо дождя шел снег, и все вокруг было белое, казалось, что я попала в зимнюю сказку.

Но скоро будут возвращаться из пещер, поэтому пора начинать готовить обед. Это оказалось не так-то просто. Нужно было найти под снегом продукты и посуду, которая была к тому же и грязной. Еще большую сложность вызвало разведение костра, так как не было не то что сухих, даже мокрых дров, но спасибо салаватцам, они разрешили воспользоваться их костром. Начали возвращаться ребята, и стала нарастать суета, когда вернулась группа из Олимпии, она достигла наивысшей степени. Практически все промокли до нитки, прибывшим из пещер нужно было успеть привести себя в порядок, пообедать и собрать вещи до прибытия газели. Как позже сказал наш руководитель, Потапов Валентин, наши сборы очень напоминали бегство армии Наполеона из Москвы. Очень неприятно было ощущать себя так, как будто сходила в душ в одежде, мокрое было все. Прибытия машины ждали как манны небесной. Наконец-то за нами приехали, мы погрузились и поехали в Салават, в их спелео-клуб, там нас ждал горячий чай теплые батареи. Впервые в жизни я пила чай с таким удовольствием! Все время, которое мы провели в клубе, я не отходила от батареи, пытаясь высушить джинсы. Время пролетело незаметно и вот мы снова рассаживаемся по машинам и отправляемся на вокзал в Раевку. До поезда оставалось еще два часа, и мы решили поупражняться в вязании узлов, благодаря этому время прошло очень быстро. Вот и поезд, от того , что там можно согреться и высохнуть на душе становилось радостно, но мысль о том, что мы уезжаем - очень печалила. Ночь в поезде и вот в 6:03 мы на вокзале в Самаре. Прощаемся до четверга и расходимся. Грустно, что все закончилось, но весело, что это было.

От этой поездки у меня остались незабываемые впечатления. Я многое узнала, стала чуточку сильнее, выносливее и морально, и физически. Почувствовала себя частью коллектива, очень теплого и дружного. Когда в пещере тебя переполняет страх, но нужно двигаться вперед, мысль о том, что рядом с тобой не просто знакомый по клубу, а друг, который если вдруг что может подстраховать, добавляет сил. Нет, наш клуб не просто коллектив, наш клуб - братство!