Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Новые горизонты

Поездка в Ашу была моим спонтанным решением. Попала я в неё случайно, встретив Валентина в коридоре 5 корпуса и сказав, что очень хочу в путешествие, на что Валентин ответил приглашением в пещеры, очень быстро согласившись, я ещё сама не до конца верила что поеду. Дни шли, и решение уже четко сформировывалось в голове, с каждым днем желание сесть в поезд и отправиться в поход усиливалось. И тут Валентин сообщает, что кроме горизонтальных участков будут вертикальные, и я как новичок, абсолютно не смыслящий во всем этом спелео деле, но желающий посмотреть все, с большим энтузиазмом принялась за тренировки. Техника СРТ довольно проста, но очень интересна.

Вот настал этот долгожданный день. Вокзал. Поезд. Аша.

Приехали мы в полдень. Город нас встретил серыми домами и мокрым асфальтом. Быстро найдя гостиницу и разместившись в ней, мы отправились в нашу первую пещеру-Киселевскую. Домчали мы до неё очень быстро, дальше наш путь пролегал вдоль горной реки, на которой и был разбит наш мини лагерь. Группа была очень большая, человек 20, предварительно нас разбили на подгруппы (все ходили четверками, со мной были Доктор, Алла и Николай). Часть осталась внизу готовить обед, а другая оправилась в пещеру. Вход в пещеры в большинстве случаев располагается где то на вершине холма, горы, чтобы пещере было куда уходить. До Киселевской был довольно таки крутой подъем, но мы вспорхнули туда очень легко - рюкзаки остались внизу, а жажда неизвестного переполняла нас. Здесь мы должны были посетить два объекта – Большой зал и Черную реку, если с первым у нас не возникло сложностей и Доктор знал путь, очень быстро нам открылся зал невиданных размеров, настолько большой, что света фонаря не хватало достать до его противоположной стены, в нем меня поразило одно место, где потолок очень- очень ровный сходится в одно целое с полом, образовывая острый угол, то до Черной реки мы долго плутали: лезли во множество узких подъемов и щелей которые частенько заканчивались тупиками. Мы слышали голоса других групп, где то совсем рядом, как будто за соседней стеной, но куда дальше нужно ползти было совершено не понятно. Через некоторое время мы нашли нужный ход и выбрались к реке. Её не было видно, только слух уверенно говорил - она здесь. Я ожидала увидеть какой-то мелкий ручеек названный рекой, но она превзошла все мои ожидания, была широкой и полноводной, а спуск к ней крутой и очень скользкий из-за глины и влажности, если не тормозить всеми частями своего тела, то можно очень быстро и с ветерком скатиться, как на настоящих горках и оказаться в ледяной воде.

На поверхность мы вылезли, когда уже смеркалось, очень не привычно было идти и чувствовать на себе килограмм глины в придачу к одежде, как только мы дошли до лагеря, пришло время постирушек в реке.

На обед была гречка, никогда не думала, что пустая гречка может быть настолько вкусной!

Благодаря нашему СГАУ мы жили в гостинице, и ужинать полагалось в столовой. В нашу душу сразу закралось сомнение что, что то не ладно, когда нам сказали что ей является пив бар. Дружной гурьбой, придя туда, нашим глазам открылась пивнушка, с дикими плясками под Стаса Михайлова и нехваткой еды для нашей оравы. Ничего не оставалось делать, как пиликать обратно в гостиницу не соло нахлебавши. С голоду мы конечно не померли, в гостинице была кухонька, на которую имели допуск всего два человека, и ужин приготовили там.

Олимпийская

Второй день был самым длинным и самым запоминающимся. Ранний подъем, скорый завтрак, на который у нас была чечевица, мои соседки и я пробовали её в первый раз, на вкус она была не очень, но есть надо было, нужны же нам силы в столь суровый поход!!!

Автобус пришел вовремя. Мы попытались заснуть, но местные красоты заворожили нас: стройные деревья с опавшей листвой, горные реки, иногда создавалась такое впечатление, что вот-вот мы упадем в нее, настолько дорога была узкой (или я просто сидела далеко от окна?). По местному времени было уже начало десятого, очень хотелось солнышка, но вероятно в этот день оно отдыхало и не порадовало нас ни единым лучиком.

Вот мы выгрузились и пошли вдоль горной речушки. Мне очень хотелось опробовать технику СРТ в деле, и поэтому я ломилась вперед, так мы с Доктором шли во главе нашей команды с небольшим отрывом. За увлекательными разговорами о дальних странах мы проспали нужный поворот и прошли несколько вперед, но с нами была рация и всего один позывной и мы уже рядом с группой.

На этом повороте дорога усложнялась, вместо широкой и укатанной она стала узкой, мокрой, с подъемом, так же на пути встречались упавшие деревья, которые нужно перешагивать, с полным рюкзаком это не так то просто. Шли мы не очень долго, но организм почувствовал нагрузку. Валентин немного заплутал, а один парень взял навигатор, а координаты забыл, тут конечно не обошлось без шуточек в его адрес. Немного поисков и мы снова на верном пути.

Нашим глазам открылась пещера. Это был огромный вход в скале, по бокам были сваленные деревья, поросшие мхом, от красоты захватывало дух, ощущение было такое, будто попала в волшебный лес.

В пещере было холодно, кое- где даже лежал снег, что бы согреться в ожидании других групп была поставлена желтая палатка. Внутри за кружечкой чая и разговорах о делах лагеря думалось только о спуске вниз и сердце в нетерпении билось быстрее. Наконец пришла и наша очередь, мы с Доктором пристегнулись и начали спуск. Он был очень терпелив и не торопил меня, но и я вроде сильно не тормозила. Дошла до низа, мне показалось мало, и тут-то в мою голову закралась мысль, что уже хочется поехать в пещеры более глубокие и сложные.

В этой пещере есть участок, который открыли наши спелеологи, названный «Галерея 40-летия Самарской спелеологии».

Внизу нас ожидало озеро, оно больше походило на лужу, но Дима, осмотрев стены, сообщил, что вода весной поднимается и может доходить до уровня живота. Торопиться было не нужно, и мы стояли, наслаждались моментом. Сверху падали капли воды, стены напоминали слоеное пирожное разных оттенков серого, зеленого и немного красноватого. Своды потолка выглядят изумительно, капли воды и изморозь от света начинают переливаться.

Подъем дался легче, чем спуск, хотелось ещё, и Валентин разрешил сделать это ещё разок, чему я была безмерно рада.

На поверхность мы вылезли немножко уставшие, но дико довольные.

Сухая Атя

Выспавшись вдоволь, мы отправились в нашу заключительную поездку этих выходных. Пещера названа в честь реки пролегающей возле неё, находится она прямо в центре деревушки, в которой очень не любят спелеологов за их привычку стирать глиняную одежду в их прекрасной реке. По этой причине или по какой-то другой наш мини лагерь в этот раз находился внутри пещеры, в просторном гроте.

Пещера сразу показала себя узким ходом, по которому ползешь, подтягивая свое тело на руках. Внутри она полностью глиняная, повсюду глиняные горки, и частенько я, вместо того чтобы спускаться ногами, садилась на пятую точку и катилась с горки, не передаваемое удовольствие, повозиться в глине, наслаждаясь ею и тут никто не посмотрит на тебя как на дурочку, здесь это естественно.

Нам предстояло пройти «шкуродер»- очень узкий горизонтальный лаз, тут то за всю поездку мне стало впервые не очень комфортно. Ты ползешь вперед, а комбез стягивается немного вниз и из-за этого постоянно чувствуешь, что он как будто душит, тут уже приходилось думать куда лучше положить руку и как повернуть голову, потому что застрять в столь узком пространстве очень уж не хотелось.

В этой пещере были и внутренние горы, и подземные озера, и даже один сифон-затопленная часть пещеры, следом за которой имеется сухой участок. Размеры Сухой Ати поражали воображение, зал кажется большим, но когда видишь на противоположной стороне фонарь другого участника, который кажется маленькой точечкой - понимаешь, что зал ещё больше чем ты способен увидеть.

Макароны с дымком, стирка у реки, общее фото и пора отправляться в обратный путь. Немного грустно уезжать. Эти три дня пролетели одним ярким мгновением. Интересные люди, красивая природа, удивительные пещеры - путешествие удалось!