Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Ты точно решила ехать?



«Ты точно решила ехать? Это же все-таки Сибирь. Там зимы совсем другие», - отговаривали во всю меня родители. Но решение уже было принято, билеты распечатаны, а снаряжение упаковано в огромный рюкзак.

Было намечено две основных цели: Ящик Пандоры, что в Республики Хакасия, и пещера Торгашинская в Красноярске.

Три дня дороги. Пересадка в Омске. А от городишки Шира на микроавтобусе. Пунктом назначения значилась просторная изба в селе Ефремкино.

Опустим мелочи связанные с деревенским бытом. Хотя готовить на 14 человек в огромном котле мне прежде не приходилось, как и не приходилось видеть столько звезд на небе во время ночных походов в уборную.

Все познается в сравнении. И потому, наверно, лучший момент в спелеологии – это момент, когда ты выходишь из пещеры. За несколько часов глаза привыкают к искусственному свету налобных фонариков и глиняным пейзажам, открывающимся в их свете. И эта секунда, когда на смену однообразной цветовой гамме подземелий приходит вся яркость и контрастность мира надземного, не сравнится ни с чем. Оказавшись вновь в гроте Ящика Пандоры, я не могла поверить, что это то же место, из которого мы погружались в недра земли утром. Закатное солнце четко очерченными в пыли лучами проникало в грот, прорисовывая и открывая взору весь его объем. Непередаваемое чувство!

У входа караулит лохматое чудовище - наш новообретенный верный друг – безымянный пес, каждый день сопровождающий нас на пути от дома до входа в грот и обратно. Видно ему не хватает ласки и общения. Приятно, что одним своим приездом мы смогли подарить этому существу столько радости.

Солнце садится быстро и вскоре, скрывшись за горой, покидает Ящик. Пора и нам возвращаться в избу.

Может быть, мы просто еще молоды и гибки, но удивительно быстро привыкаешь к абсолютно несвойственному тебе образу жизни. Не прошло и пары дней, а у меня уже сложилось чувство, словно бы мы всю жизнь живем этой большой семьей.

Менялась обстановка. Менялся состав нашей группы. Но наше путешествие продолжалось. Оставив гостеприимное Ефремкино, мы отправились в Красноярск. Во многом похожий на родную Самару, но все же совершенно другой. И дело не в большом количестве праворульных машин, и не в особенностях местного говора. Пообщавшись с красноярцами чувствуешь, что жизнь тут совсем иная.

Более всего меня удивило то с какой непринужденностью местные относятся к пещерам. 10ти – 12ти летних детишек словно бы на экскурсию в штольни выводят в довольно сложную для прохождения Торгашинскую. А поход на столбы вполне обычный вид семейного отдыха на выходных. В минус 30 то! Кажется, суровая сибирская погода закаляет характер.

Наверно многие слышали о таком социальном явлении как столбизм. Географически сложилось что в черте города здесь расположены своеобразные скалы вулканического происхождения– «Столбы». Сегодня это уютно обустроенный для туристов заповедник, но около века назад они были пристанищем свободолюбцев и бунтарей.

Столбистов от спортсменов скалолазов отличает любительский характер лазанья. Они не проводят систематических тренировок, у них нет специальных приспособлений для покорения «столбов». Более того, исторически сложилось, что столбисты не используют страховку. Неписанное правило гласит «Лаз, как бы сложен он ни был, может считаться взятым , если он пройден в одиночку и без каких либо приспособлений»

Немало жизней было унесено «Столбами». И потому еще более величественным показался мне вид с четвертого столба – простенький в покорении и далеко не самый высокий. Вдалеке, на одной из других скал, красуется надпись «СВОБОДА». Это их философия. Ради этого столбисты рискуют своими жизнями.

Во время одного из чаепитий в Ящике я и мои спутники завели разговор о наших родителях. Об их отношении к довольно экстремальному увлечению своих отпрысков. Мне как самому юному участнику поездки был задан вопрос «Как твои родители относятся к нашим поездкам? Беспокоятся ли они?» Но я не смогла вспомнить ни одного случая, что бы они переживали именно из-за пещер. Возможно, это потому что обыватель представляет себе все пещеры как череду просторных коридоров, ведущих из одного сводчатого зала в другой. Но ведь рельеф ходов куда разнообразней, интересней, опасней. Впрочем, чем читать десятки статей, просматривать сотни фотографий, лучше хотя бы один раз увидеть.

Все хорошее рано или поздно кончается. И вот, пропустив пару учебных дней, мы снова в Самаре. Последние общие фото на перроне и по домам. С мыслями и планами о новых путешествиях. Арабика, жди нас!

Текст - Артюкова Анастасия

Фото - Потапов В., Евдокимов Н.