Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Грандиозное безумие

Звонок с потолка

Все началось осенним днем, который не предвещал ничего особенного.

Утреннее спокойствие сентябрьских дачных листьев было нарушено множеством нелепых телефонных звонков, ненужных будничных дел и тому подобной суеты, поэтому, когда в очередной раз зазвонил телефон, я, огорченный неразрывным кругом забот, даже не хотел брать трубку. Опять, думаю, проблемы и плохие новости, но ошибался.

Звонил Артур из Салавата, звал в экспедицию в пещеру Грандиозная... Словно нашелся недостающий элемент в мозаике бытия – все встало на свои места, вырисовав четкую картинку. То, что нужно сейчас. Едем

Кадр до

Ночное такси несет двух путешественников среди бескрайних башкирских степей и укрытых туманом спящих холмов. Светает. Далеко позади железнодорожная станция, впереди салаватский клуб.

Небольшой кирпичный домик спелеологов спрятался в тихом, укрытом зеленью дворе, защищенный от внешней суеты аккуратными двухэтажными домами. Нас встречает Артур. Пока еще тихо, и все спят. Спят спелеологи из Екатеринбурга, приехавшие ночью, спят внедорожники, которым предстоит нелегкий маршрут, спят баллоны с воздухом, предназначенные для погружения в подводные части на дне пещеры.

Диван для путешествий

Но постепенно все оживает. Площадка перед клубом наполняется участниками экспедиции и снаряжением. В этом году заброска будет на личных машинах спелеологов, в отличие от прошлых поездок, где приходилось договариваться с вездеходом спасателей.

Артур хвалится недавним приобретением салаватского клуба – уазиком–буханкой, который был куплен специально для поездок в Грандиозную. Небольшой багажный отсек, отделенный от салона перегородкой, позволяет разместить штук 5 рюкзаков и что-то по мелочи. Основной же фишкой уазика является огромный темно-бордовый кожаный диван, занимающий весь салон. В сложенном состоянии дивана остается еще немало места под кучу трансов и штук восемь спелеологов. Внутри же дивана можно разместить коробки с продуктами, помидоры для салата, стеклянные банки с солениями и все, что угодно, из хрупких вещей совершенно, не переживая об их сохранности. На крыши также имеются багажники, однако мы их пока не используем.

Диван в УАЗе

Башкирская одиссея

Вещи загружены. Наши сердца полны энтузиазма. Отправляемся в путь на двух УАЗах. Второй внедорожник – синий колхозный бобик, приобретенный салаватским спелеологом Семеном совсем недавно. Бобик, как и его водитель, тоже рвется в бой.

Едем.

Диван вызывает восторг. Пока на нем лишь мы с Аленой вдвоем. Сняли обувь, залезли с ногами, сидим по-турецки. Не хватает только джостика в руки. Все происходящее кажется сюжетом компьютерной игры или фильмом, который показывают на мониторе, размером с лобовое стекло. Первые кочки, колеи и глубокие лужи добавляют нашему просмотру на диване эффект 4d аттракциона, и мы весело прыгаем на мягких подушках, то и дело, ударяясь о не менее мягкие стены и потолок.

За рулем Артур. Он похож на пилота космического корабля или марсохода. Вцепился в штурвал уверенной хваткой. Внимательно следит за кратерами за бортом и приборами.

Рядом сидит Марат (учитель и наставник Артура) в качестве штурмана. Показывает с какой стороны и на какой скорости лучше преодолевать ту или иную лужу, яму, канаву. Артур лихо проходит очередной участок и загорается радостью. Марат остужает пыл Артура. Мы следим за космической одиссеей с дивана.

Диван в УАЗе

Дорожные приключения

А дальше события развиваются в стиле Даниила Хармса. У нашего УАЗика закипел мотор. Открыв капот, мы не обнаружили вентилятора, который охлаждает радиатор. Оказалось, вентилятор потерял все лопасти (вероятно от соприкосновения с водой одной из особо глубоких луж). Мало того, лопасти, разлетаясь, пробили радиатор. Вода из радиатора вытекала со скоростью, чуть меньшей, чем мы ее туда заливали из канистры. До Грандиозной еще очень далеко, и без системы охлаждения доехать нет шансов. На втором рабочем уазике вернулись в Салават, купили новый радиатор. Вентиляторов взяли целых два. Заменили. Едем! Но, проехав не более километра, УАЗик вновь перегрелся. В радиаторе вновь нет воды. Оказалось, что при установке радиатора, как-то неудачно закрепили шланг помпы. И теперь вода вытекает, причем еще быстрее, чем из старого радиатора. Сняли радиатор. Заткнули аварийное отверстие в помпе, через которое и вытекала вода. Поставили. Все равно вытекает.

Вечерело. Накрапывал дождик.

Сняли, поставили еще раз, сделав на этот раз особо тщательно, но вода все равно вытекает из самой помпы. Нужно менять помпу, но магазины уже закрыты.

Стемнело, дождь разошелся не на шутку. Перегрузили вещи в сломанный УАЗик, закрыли, оставили в лесу, а сами забрались в бобик, чтобы вернуться в Салават и продолжить наше путешествие с новыми силами и новой помпой. Двое в багажнике, пятеро на заднем сидении. Бобик терпел. Заночевали в квартире у Марата.

Утро встретило нас солнцем, помпу заменили быстро, и снова в путь. Но не проехали мы и километра, как у бобика отказал передней мост. Машина застряла в неглубокой луже и жалобно вращала задними колесами, в то время как передние оставались неподвижными. Виной поломки были так называемые хабы, установленные на передних колесах для быстрого отключения и включения ступиц оси, чтобы те не вращались за зря, когда машина едет по асфальту на заднем мосту.

Надо сказать, что Салаватцы больше всего боялись дороги, поэтому для сложных участков были припасены цепи, которые предполагалось надеть на колеса.

Пока Артур и Семен ползали под машиной, натягивая цепи на рабочие задние колеса, Марат сумел подключить передний мост. И мы двинулись в путь.

Разок мы останавливались, чтобы выкопать из лужи слетевшую цепь, но в целом дорожные приключения закончились и начались внедорожные.

Дорога

Внедорожные приключения

Дорога превратилась в бесконечную последовательность заполненных водой ям и котловин. УАЗики по очереди вытягивали друг друга, выплескивая в небо столбы дорожной грязи и даря водителям адреналин.

С улыбкой на лице Семен оставил оторванный глушитель у обочины, чтобы забрать его на обратном пути. Машина стала громче, все наверное мощнее. Еще играли с лебедкой и огромным домкратом для джипов, называемым хайджек. Но вскоре джипперскому веселью пришел конец. Бобик встал и решил больше не пугать шумом мотора тишину башкирских лесов. Напрасно мы меняли бензонасосы и делали бензиновые клизмы в различные шланги. Главный специалист по УАЗикам Сергей Тетерин из Оренбурга, подъехав к нашей застрявшей экспедиции, догадался снять крышку трамблера, чтобы увидеть за ней неподвижное сердце машины и подтвердить то, о чем мы все догадывались, но боялись поверить – бобик больше никуда не поедет.

Зато теперь с нами были оренбургские участники и их Хантер. Мы сели чуть теснее и двинулись дальше, разрезая лучами фар ночь... Но не в Грандиозную, а до следующей поломки. На этот раз у буханки отказал генератор. Фары померкли, буханка впала в сон, а вместе с ней и мы.

А группа энтузиастов тем временем поехала к брошенному бобику, чтобы снять с него электрооборудование для нашей спящее красавицы. На следующий день мы все же добрались до Грандиозной. Весь запас времени на пещерную работу был уже потрачен на дорожные приключения. Надо было ехать обратно. Шутка. У нас оставалась одна подземная ночь и один подземный день.

Собственно Грандиозная

У Гоши Сапожникова, подводника из Екатеринбурга, было десять баллонов. Каждый баллон весит не менее 10 – 12 кг и занимает 1 транспортный мешок. До пещеры доехали только четыре баллона. Остальные были брошены в багажнике УАЗика, поскольку стало ясно, что вряд ли удастся их использовать.

Итак, четыре транса с баллонами мы несли в пещеру, еще три транса с различным подводным оборудованием, трас с едой, транс со спальниками. Нас было 6 человек.

Мерзкие скользкие узости привходовых частей пещеры распростерли свои объятья. Сначала мы цепляем трансы паровозиком, один к другому и вытягиваем всю цепочку. В другом месте – узкой щели, где можно уронить транс так, что его никто никогда не достанет, мы ложились в узкую щель, а мешки пускали сверху по живому конвейеру. После единственного в пещере вертикального участка мы сняли снарягу. В ходе Камасутра каждому приходилось цеплять один транс за ногу и ползти, толкая второй мешок перед собой. Когда задний транс цепляется за стены и застревает, буксуя коленками в глине, ты можешь почувствовать себя уазиком, тянущим из ямы другой уазик. В общем, машины в грязи сменились на трансы в грязи, а джипинг сменился на типичное суровое подземное пырялово, которое, несмотря на вся свою банальность, радует долгожданной сменой деятельности. Когда ты тащишь по пещере два транса, кажется, что если будет только один транс – жизнь станет прекрасна.

Наконец мы дошли до ПБЛа. Новая белая салаватская палатка стояла в уютной галереи, а где-то внизу протекал внушительный поток воды, и ночью был слышен его отдаленный шум.

ПБЛ

В бесконечной темноте

Пока подводники готовились к погружению в донной части пещеры, мы приступили к основной нашей задаче – топосъемке в бесконечной галереи. Бесконечной она называется, поскольку никто не доходил до ее конца. Спелеологи из Салавата желают сделать Грандиозную самой глубокой пещерой в Башкирии и стремятся исключительно вниз. Бесконечная галерея уходит наверх, поэтому интерес к ней невелик. С момента моего прошлого визита два года назад в галереи работала только одна группа, которая занималась топосъемкой и вряд ли успела сходить на разведку.

От лагеря до места работы мы шли полтора часа - причем не ползли, а именно шли. (Этот факт должен передать размеры пещеры). Я, Алена и Лена из Салавата. Приступили к топоъемке. Сначала она казалась очень унылой, поскольку снимать приходилось узкие низкие ходы с водой, Промокли, замерзли, проголодались. Дела пошли лучше, когда мы выбрались в сухую часть пещеры. Под конец выхода нас охватил азарт первооткрывателей. Мы залезли на завал и обнаружили зал. Изрядно путались, пытаясь придать нитке нашей топы вид системности, а не хаотичного метания по новым галереям. С трудом удалось довести начатое до логического завершения.

В качестве первопрохода можем похвастаться обвальным залом, в котором дальномер сумел вытянуть свой лазерный палец аж на 24 метра.

Конечно, хочется остаться здесь еще – зафиксировать эту необузданную фантазию подземных ходов в виде конкретных чисел длин и азимутов, чтобы потом построить некую модель в голове. Осознать структуру пещеры... А потом после плодотворного дня вернуться с чувством удовлетворения от проделанной работы в уютный ПБЛ, но нет... Нас ждет подъем на поверхность, скользкие и мокрые узости, и отвратительные по своей тяжести нерадостные трансы.

Взяли мешки. Идем. Идти тяжело. Идти часа три. И единственное, что остается, это отклеить сознание от тела, перенести его в далекий беззаботный мир, в то время как твое тело будет пробираться сквозь тиски камней, а проржавевший от сырости механизм времени будет скрежетать и медленно ползти по своим рельсам. Как это сделать: просто не думать о цели, не думать о поверхности, перестать считать свою скорость, пройденный путь и т.д.

Сначала шли молча, потом разговаривали. С нами Лена из Салавата, мы с ней целый день делали топосъемку, не зная о ней почти ничего, кроме того, что она спелеолог из Салавата. А мы для нее спелеологи из Самары. Мы целый день вместе были в пещере, на самом краю бесконечной галереи, делали одно дело, совершенно не задумываясь о мотивах, приведших нас в пещеру. Это уже само по себе странно. В отличие от внутриклубных экспедиций, где ты знаешь каждого человека долгое время и достаточно хорошо, и на основе этих знаний предполагаешь, как он поведет себя в пещере, тут все наоборот. Ты видел человека под землей, и теперь в ходе разговора по пути на поверхность тебе открывается его личность и побуждения.

Поверхность

Обжигающее пламя костра, огромное ведро с едой, находчивые салаватские парни жарят шашлык на решетке от УАЗика, мимолетная вспышка бабьего лета, отблески башкирских звезд сквозь трепет желтых листьев. Последняя улыбка лета, холодное дыхание осени.

Костёр

Сброска прошла на удивление быстро. Оренбуржцы уехали в Оренбуг, а Екатеринбуржцы в Екатеринбург. Мы сидели ни о чем вокруг высохшей лужи, летали к месту замены радиатора в поисках потерянного баллона. Поезд только завтра. Это странное чувство пустоты и невесомости, когда ты в другом городе, все закончилось, а поезд только завтра. Словно завис в верхней точке, выброшенный из колеи собственной жизни.

Автор: Потапов Валентин

Фотограф: Потапов В.

03.10.2016