Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Средь любимых камней...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

11. Путь вверх

Вечер каждого дня мы завершали прогулкой до места работы ребят. Путь приятно удивлял простотой, сухостью и отсутствием узостей. Каждую такую прогулку я испытывал чувство страха. Весьма опасным было место в плане камней, да и навеска оставляла желать лучшего. Ребята в силу возраста плохо понимали опасность. Слово "нельзя" для них было чем-то из лексикона родителей: нельзя сквернословить и нельзя засовывать пальцы в розетку. Это были два совершенно одинаковых "нельзя". "Нельзя", которое говорит строгий папка, но если ты уже взрослый пацан, можно на запреты папки и положить. Порою азарт и лень пересиливали разумный позыв к безопасности, порою отсутствие опыта не позволяло найти правильного решения в сложившейся ситуации. Я вносил коррективы, которые исправляли лишь последствия, и не могли повлиять на первопричину и улучшить будущую навеску.

Навеска

К вечеру второго дня восходители подготовили для нас две новости: разрядились все батареи перфораторов - Андрей Викторович констатировал смерть электрооборудования. Причина - глубокая разрядка – могла быть вызвана неправильным использованием без предохранительного биппера - об этом парни говорили неохотно: ну да было дело, сверлили пару отверстий без биппера. Могла подвезти электроника или сам перф мог коротнуть и сжечь батареи. Вскрытие покажет. В общем, парни были либо вовсе невиновны, либо виноваты так, что и ржавый молоток им не стоит давать в руки, не то чтобы перф и новые аккумы.

Вторая новость была из приятных. Близился грандиозный первопроход. Ребята делали восхождение, но с трудом представляли, что должно их ждать наверху. Для них был важнее сам процесс. Когда они, взойдя на осыпную пробку, увидели открывшуюся за ней перспективу, то толком и не поняли, что это такое. А за осыпью открывалась, уходящая вдаль галерея: широкая высокая. Надо было лишь спуститься с осыпи на ее дно, и шагать по ней вдаль - а там может и колодец и все, что угодно. Увидеть с осыпи было невозможно - обзор закрывали расклиненные в галереи камни.

12. Среди каменных глыб

Под впечатлением двух этих разных новостей мы вернулись в лагерь.

Наше восхождение не давало мне спокойно спать пол ночи. И дело тут было вовсе не в перспективе первопрохода. Место было жутким и вызывало во мне тихий ужас. Камни. Огромные тяжелые камни осыпи лежали на склоне зыбко и неустойчиво. Приходилось пробираться крайне осторожно, помимо опасности уронить булыжник на голову товарища, возникала не менее жуткая возможность оборвать камнем веревку под собой и отрезать себе тем самым обратный путь. Группе же спасения, что прибудет через сутки нашего безмолвия в эфире, придется совершить заново восхождение, на что тоже уйдет немало времени. А один камень весьма внушительных размеров обладал, казалось, антигравитационными свойствами. Это был выпирающий зуб, размером с половину легковой машины, который был лишь с одной стороны прикреплен к скале, причем в месте крепления была большая трещина, заваленная мелкими камнями. Камень чудом держался остатком монолитной тверди. По крайней мере, хотелось верить, что там есть хоть сколько-нибудь тверди, а не только чудо. Новый колодец нуждался в очистке от камней, что можно было сделать, лишь сняв веревку.

Беззаботное время отпуска Андрея, начавшееся еще на Байкале, неумолимо подходило к концу. Ему нужно было выходить на поверхность, чтобы успеть на самолет. С утра Андрей с Максимом покинули наш лагерь, захватив с собой сломанный перф, а мы с Василием пошли чистить колодец.

Считаю, что алчным до подземных открытий опытным спелеологам пещера не делает дорогих подарков - этим людям все дается путем больших усилий, а новичкам - везет. Им пещера дарит, а они толком и не осознают ценности подарка. Поэтому, когда мы добрались до верхушки осыпи, вершину которого венчал причудливый стол из шатко уложенных камней, я отправил Васю делать навеску в новую галерею, а сам принялся чистить колодец. Сверху камни сбрасывать намного спокойнее, когда твердо уверен в отсутствии чего-либо хрупкого внизу - вчерашнюю веревку мы сняли. Что делать с антигравитационным камнем - непонятно - вроде бы он висит себе, опровергая законы физики. Я даже, пристраховавщись веревкой, робко попрыгал на нем - висит себе. Но если упадет, может и обвал спровоцировать. Колодец вверх уходит далеко, даже потолка все еще не видно, кто знает, сколько там таких же мирно спящих антигравитационных камешков. Попытался максимально отвести в сторону веревку, чтобы нашим слоноподобным пионерам поменьше скакать по камню.

Василий тем временем навесил веревку, спустился в галерею, и даже набрел на колодец, камни в который летели 8 секунд. Нам было пора на обед в лагерь, где к нашей подземной группе должны были присоединиться Лиза и Доктор.

Ребята долго спускались, и весь обед нас не покидала легкая тревога. Уже было собирались выйти на встречу, но вот услышали голоса и увидели блики.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15