Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Солнечный зайчик нелепого мира

1 2 3 4 5 6 7

5. Пришельцы из иных миров

При работе со зверьми Будь всегда напорист Сколько Wolfa не корми Он все смотри в forest
(частушка)

В походах со студентами нужно, чтобы всегда у ребят было занятие, дело. Нельзя оставлять группу в бездействии. Безделье приводит к скуке, в борьбе которой студенты могут покалечить себя и окружающий мир. Сломать стол, разбить окно, уронить телевизор, либо упасть интеллектуальным уровнем ниже нуля настолько низко, что невольно ужаснешься своей команде. Причем чем больше людей находится в состоянии тупняка, тем опаснее.

В этой поездке борьба со скукой обещала быть не простой.

13 студентов – это слишком много. Не во все пещеры безопасно ходить такой толпой. Где-то придется делиться на группы. Кому-то целый день сидеть в хостеле, пока остальные штурмуют бездны. У меня была парочка домашних заготовок, но надеяться на них особо не стоило.

В первый день, после десятикилометровой прогулки мы проверяли готовность к завтрашнему походу в пещеру, переодеваясь на морозе на площадке перед входом. Из уличной одежды в пещерную и обратно. Одежду нужно убрать в трансы, поскольку вход в пещеру находится в городе, прямо на улице. Также не забыть термоса и топнабор. Термос даст тепло, а топнабор – данные, обработкой которых можно занять ребят в свободное время в хостеле.

Неожиданно обнаружилась интересная и полезная особенность нашей студенческой группы. При наличии ноутбука и диска с фильмами студенты через несколько минут бездействия, как компьютер при отсутствии нажатий на клавиши. Они сбивались в кучку у ноутбука и со всепоглощающем интересом смотрели какой-нибудь фильм. В спящем режиме кипящая энергия молодости могла прибывать бесконечно долго, но главное, она не представляла опасности. Возможно, это было не совсем честно с педагогической точки зрения, а с позиции спелеоромантики – это была капитуляция и полный провал – пластмассовый мир победил, макет жизни оказался сильнее реальной жизни. Но это было так удобно! Дорогая, я поставил детей на паузу. Дверь кинозала закрыта, пустынный дворец спорта в моем распоряжении. Можно собраться с мыслями, принять душ, спокойно перебрать снаряжение или почитать книжку за кружкой чая.

Вот интересное дело – фильмы. Я редко смотрю фильмы – мне жалко тратить на них время. Мне кажется, моя жизнь проходит мимо, когда я смотрю фильм. Я оживляю героев, когда смотрю на экран, и они живут мою жизнь – тратят мои эмоции, мое внимание, мое время. У меня есть с десяток любимых фильмов, которые произвели впечатление. Я хорошо помню сюжет и могу сказать, по какой причине этот фильм попал в список любимых.

У молодёжи всё видимо иначе. Они легко воспринимают видеоинформацию, не погружаются целиком, и герои не воруют их эмоции. Разве только время. Но время, конечно же, бесконечно, когда тебе двадцать.

Но более всего меня удивляет другое. Ведь все эти фильмы оставляют пусть едва заметный…, пусть совсем небольшой отпечаток в памяти…, но этих фильмов сотни! Сотни фраз, лиц, героев, поступков, жестов. Это та среда, в которой живет твое сознание, это как обои в комнате, как рисунок с внутренней стороны твоего черепа – внутренний мир.

И с этими людьми – человеками другой эпохи, словно пришельцами иной планеты – мы проводим долгие совместные дни и ночи в поездках и пещерах.

6. В лабиринтах пещер и в лабиринтах памяти

ПАЗ

Утром нас ожидает большой автобус ПАЗ вместо заказанного микроавтобуса, но после разговора с директором нас это не удивляет – в городе всего два автобуса и нам дают тот, который свободен.

Прошлые поездки в эти мест у меня ассоциировались с ночью – темной и кромешной. Край, где всегда холодно и темно. И даже в последний раз, когда мы жили не в пещере, а в помещении, тоже был весьма темный: глухое помещение без окон, холодные внутренности кузова тентованной газели. В общем, в этот раз хотелось больше солнца и прогулок пешком.

Удивительная красота природы, хвойного заснеженного леса контрастирует с некоторой суровостью здешних мест: зоны, лагеря, заводы, промышленные объекты, брошенные шахты и города шахтеров. Когда-то здесь добывали уголь, особенно в годы Отечественной войны, но потом нашли более выгодные месторождения. Шахты закрыли, люди уехали, города опустел… Всё это за окном автобуса.

Вот и наша первая пещера Кизеловская, с которой начался мой самый экстремальный мой спелеопоход.

Вкус морозного воздуха, робкое утреннее солнце и бесконечное количество белого пушистого снега. Мороз крепок – это чувствуется каждой частью тела.

Две самостоятельные группы студентов, два входа в пещеру. Проводил первую, возвращаюсь искать вторую. Брожу по пещере один в поисках ребят. То ли они убежали далеко вперед в лабиринтовую часть, то ли ползают на привходовых участках. Нашел грот Лодка, где мы жили в 2004. Вот и камень, на котором я по неаккуратности устроил пожар. Лабиринты пещеры, лабиринты памяти. В течение всей поездки мне вспоминаются новые особенности прошлых путешествий. Интересно сравнить то, что помнишь, с тем, что на самом деле. Интересно, что еще я такого вспомню в этой пещере в этот раз.

Студенты достаточно самостоятельны, так что я не при делах. (но не настолько самостоятельны, чтобы я мог не ходить в пещеру). Немного скучно. Предоставлен сам себе и своим воспоминаниям.

Когда у ребят осталось совсем немного времени до выхода, а до конечной цели мы так и не дошли – мной овладел азарт. Вкус реальности пересилил пассивность ностальгии. Захотелось всё-таки увидеть точку соединения двух частей – вертикальный участок пещеры. Мы кинулись его искать – опытный глаз замечает дорогу в пещере чуть лучше. Нашли! Теперь, скорее к выходу, чтобы успеть на автобус.

У входа в пещеру

1 2 3 4 5 6 7