Самарский Университет

Планета Кунгур

Перед отправлением

Поезд ползет через Уральский хребет

На этот раз на ноябрьские мы забрались весьма далеко. В рюкзаках нет палаток, горелок, котелков, зато мы взяли три ноутбука и электрочайник. Мы едем на большую спелеотусовку – мы едем в Кунгурскую ледяную пещеру, на экологическую акцию – делать топосъемку.

Долгая дорога. Ночной Екатеринбург. В легкие проникает по-зимнему морозный уральский воздух с привкусом дыма поездов. До четырех ночи мы сидим на вокзале в ожидании следующего поезда. И время начинает тянуться. С каждой минутой оно идет все медленнее, но зато следующий день… Утро словно выстрел. Железнодорожный рассвет в плацкартном вагоне. На общий завтрак для участников акции мы не успеваем, зато есть шанс успеть к общему заходу в пещеру. Заправляемся кофе, заливаем термоса.

Старт

Ступив на кунгурскую землю, мы попадаем в сказку. Нас ждет авто – приятный сюрприз от организаторов. Нас встречает Ольга Кадепская – автор идеи, главный организатор акции и создатель той необычной атмосферы, в которую мы попали на три дня. Далее мы оказываемся в номере шикарной гостиницы, но события развиваются столь стремительно, что мы не успеваем удивляться. На осмотр номера и обстановки вокруг нет времени – в спешном порядке собираемся в пещеру.

У входа в пещеру

В изотермиках бежим по коврам, по длинным коридорам. Площадка перед входом в пещеру пестрит яркими цветами комбезов и касок спелеологов. Молодых лиц много, знакомых мало. Нашу самарскую шестерку организаторы разбивают на три группы и в каждую группу добавляют двух участников из Нижнего Тагила. В нашем случае это две девушки. Теперь основная задача – не потерять свою группу в толпе спелеологов. Заходим в пещеру – половина через вход, половина через выход. Вове с Антоном повезло – им предстоит кататься на лодке по самому большому озеру пещеры. Тагильских девушек зовут Женя и Саша.

Мы идем по пещере, по искусственным тоннелям, по узким, извилистым тропкам экскурсионной тропы, но такое ощущение, что мы бежим или катимся на безумной вагонетке, или летим на ковре самолете, периодически обгоняем другие каски. За бортом мелькаю кунгурские ледяные красоты, кадры стремительны, как в динамичном ролике. Ты успеваешь только смотреть и ловить эмоции от увиденного, но когда информация до аналитического центра в голове, ты уже в другом месте, удивляешься новому. Вот мелкнули Антон и Вова, они уже зашли через второй вход и надули лодку. Промелькнули и остались позади Андрей и Настя. Ольга показывает нам фронт работы и исчезает в организаторских хлопотах. А мы начинаем снимать.

Топосъемка

Девушки из Нижнего Тагила записались в группу топосъемки, потому что не умеют делать топосъемку, но очень желают научиться. В Тагиле клуб появился совсем недавно, и для них топосъемщики – как для нас спелеодайверы или даже круче. Это все конечно льстит нам и умиляет.

На заднем фоне то и дело пробегают группы экскурсантов, но вскоре наша нитка хода скрывается в глиняном шкурнике. Чистая часть остается позади, нас встречает мокрая глина. Контраст: пещера глазами обычного человека (на экскурсии) и пещера глазами спелеолога.

Топосъемка. Не могу сказать, что я заядлый ее любитель, но в этом что-то есть. В какой-то момент это начинает нравиться и увлекать. В общем, тем, кто не любит топу – этого не понять, а тем, кто любит – объяснять не нужно.

Снимаем от репера 45 до вечера. Возвращаясь обратно, после шкурника видим яркий белый свет экскурсионной части. Пьем чай, созерцая с нашего глиняного пригорка самый длинный грот пещеры, подсвеченный прожекторами, изумрудную гладь озер, с колышущейся живой водой. А чуть выше, словно по железной дороге, по бетонной тропинке пробегают составы экскурсантов.

Но особо рассиживаться некогда – из пещеры надо успеть выйти до шести вечера, чтобы успеть развесить комбез в сушилке стационара, переодеться и на ужин.

Топосъёмка

Назад в детство

Нас приветствует огромный зал ресторана гостиницы Сталагмит. Ряды столов, за которыми расселись многочисленные участники акции. Наша самарская группа занимает целиком один стол. Мы снова вместе – делимся впечатлениями. Ощущение, что сбывается давно забытая мечта. Может это воспоминания из детского сада или школы. Куча людей – интересных, новых или наоборот – старых, знакомых. И собрались мы тут не ради нелепого праздника и пустословия, а движимые единой идеей, и заниматься мы будем любимым делом – все одним – общим. Одним словом – здорово.

Но размышлять особо времени нет. Сразу после ужина в конференц-зале каждый клуб и город рассказывает о себе и показывает свою презентацию.

Это СПЕЛЕОЛОГИ

Кунгур, конечно, уникальное место. Экскурсии и оборудование пещеры началось еще до революции, и практически одновременно с коммерческой деятельностью начались и научные исследования. В советские годы тут построили лабораторию-стационар и гостиницу, шикарную даже по сегодняшним меркам. Работники стационара – люди, одержимые идеей, какими и должны быть настоящие ученые. Тут я ощутил себя персонажем ранних книг братьев Стругацких.

И еще.

Я тут впервые, наверное, испытал гордость за то, что я спелеолог. Спелеолог. Не маргинал, убегающий от урбанистического мира и общества. Не географ – инструктор романтик, пропивший глобус. Не придурок-экстремал. Не чудак, которому каждый журналист хочет задать дюжину нелепых вопросов, чтобы потом перепутать все в статье.

А спелеолог – человек, занимающийся исследованием пещер, которому нужно просто создать возможность для работы и не мешать.

Вот за это, конечно, отдельное спасибо организаторам.

Все это я думал, погружаясь в просонок – усталость брала свое.

Столовая

Зал белых камней

Второй день по интенсивности не уступал первому, но теперь в пещере было больше осмысленности и порядка. Каждый уже знал - где и что.

Мы успели доделать топосъемку, а также погулять по пещере, посетить огромный зал Географов. В пещере стены и камни имеют светлый оттенок (Это то ли гипс, то ли ангидрид). Порода достаточно капризная и хрупкая. В пещере за время ее исследования зафиксировано внушительное число обвалов.

Когда ты попадаешь в зал Географов, он не производит впечатление чересчур большого. Отчасти это из-за белых стен. Свет хорошо отражается. Дальнего фонаря хватает, чтобы осветить все. Но стоит подняться на вершину глыбового завала, с которого открывается вид на весь зал – ты замечаешь этот оптический обман. Однако, второй подземный день на исходе – время зовет. Ужин, затем подведение итогов.

Оказывается, в акции приняли участие около 40 детей и 80 взрослых. Их пещеры вынесли кучи строительного мусора, подводники доставали бревна и железки со дна озер. Обнаружили даже нычку старых экскурсоводов – банки с солениями, пролежавшие под землей более 30 лет. Поисковые группы нашли новые ходы, а восемь топосъемочных групп наверняка добавят точности в существующую карту пещеры.

Закончился день веселым купанием в бассейне гостиницы (25 метров, три дорожки). Я до этого никогда не плавал в бассейне после пещеры. То ты под землей весь в глине, стремишься не заляпать приборы, а то стерильная кафельная чистота бассейна. Плавки, шапочка, надувные мячики и круги. Возвращение в детство – веселимся, бесимся с ребятами из Перми и Салавата.

Бой с Терионом

Наутро все стали разъезжаться по домам – сначала Салават, затем Тагил, потом Пермяки, а мы перебрались в стационар – уютный двухэтажный домик с кухней, музеем, складом и какими-то лабораторными помещениями. У нас – день запаса. Поезд – поздно вечером. Самое время для камеральной обработки.

Для ускорения процесса решили использовать программу терион. Я с ней работал впервые – главный специалист остался в Самаре.

Терион подкинул нам загадок на целый день, обнажив недостатки автоматического построения нитки хода. Автоматизация требует большей ответственности. Ошибку при переписывании данных легко допустить, сложно заметить и еще сложнее исправить. Если ошибиться в числах – это еще пол беды, но если перепутать названия пикетов, то появятся новые связи или исчезнут старые.

В общем, сражение вели на трех ноутбуках прерываясь лишь на обед. Я закончил к вечеру, а ребята еще продолжали на вокзале и в поезде.

Творчество

Покидая планету Кунгур

Поздним вечером хранительница стационара пришла выпустить нас и закрыть лабораторию. По ее милости и отзывчивости нам так и не пришлось узнать почем проезд в кунгурском общественном транспорте. Нас проводили на машине.

Кунгур мы покинули вдохновленные оптимизмом развития российской геологии и науки в целом, верой в хороших людей и горячим желанием вернуться снова.

PS На вокзале в Кунгуре стоят огромные пальмы, а объявление на двери сортира предлагает всем желающим заняться йогой по вторникам и четвергам.