Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Пролетающее лето - Арабика 3

Часть 3 Обратно

Далее снова идут записи из дневника. Пропущен фрагмент в несколько дней, когда мы ходили вынимать ПБЛ, и Вова опрокинул себе на ноги котелок с супом и травмировался. А далее по тексту

13 августа

Проснулся ранним утром, заснул опять. Дежурные уже готовят завтрак - выползаю на коврик заниматься йогой, немного разминаюсь, хотя почему-то все идет тяжело. Завтракаем. Вова сидит в палатке и болеет. Температурой и ожогами. Иван, тот мужик, что присоединился к нам, пошел за доктором. Доктор порекомендовал спускаться вниз. Посмотрел я с холма - вроде бы стоит машина у летника. Сфоткал на максимальном зуме - действительно машина. Отправил Пашу договариваться о сброске. День суетный был и жаркий - жарит солнце. Делаю дела по сбору лагеря. Первоначально пбл. Вернулся Паша, сказал, что надо собираться - ехать - можно добраться до гюзле на попутке, а оттуда Робик заберет. В общем поехали. Отправили Вову, собираем лагерь. Собираем снаряжение для базирования. Аня и Даша работают в пещере - носят трансы в закачку. Наконец мы все вынули. В общем, суетный день. К вечеру немного поразбирали шаробан. Стал писать слова на фоне заката . Тут все поменялась - суета и усталость ушли. Ужинаем. Потом я беру гитару - все сразу расходятся, я остаюсь один , играю, пою себе, потом лежу в гамаке и смотрю в ночь, а потом вышла луна и я решил отнести транс со снарягой вниз. Иду по тихим подлунным горам

14 августа

Утро. Не выспался слегка, но успел поделать йогу, проснулся за этим занятием. Далее позавтракали, принялись собираться. Солнце жарит с неистовой силой. Убираем все в яму - таскаем тюки, бутылки, дуги и т.д. Наконец все закончено - пьем чай с лимоном - необыкновенно вкусный в жару. Постепенно все уходят вниз, я остаюсь один на месте собранного лагеря. Прощай Арабика, любимая земля. Закрыл пещеру обломком вертолета - потопал вниз. Идти не тяжело, но не так интересно, как ночью. Загружаем рюкзаки в машину - считаю трансы. Потом мы долго сидим у Вано и ждем пассажира из лагеря Севастопольтцев. Болтаем с хозяином гор, пьём чай из реактора. Наконец все в сборе - можно ехать - Арабика уплывает прочь - горы отчетливо отпечатываются в заднем виде с машины. Мы все выше и выше поднимаемся на перевал и теперь видно, какая наша долина мощная и глубокая с одной стороны, и то что это всего лишь одна из долин в огромных, почти бесконечных горах. А мы 13 лет уже ездим в одну пещеру занимающую лишь небольшую часть нашей долины. 13 лет лишь небольшая часть долины, одной среди многих долин и хребтов, видимых из кузова грузовика.

В кузове трясет, и я встаю с мягкого кресла, чтобы лучше переносить качку. Пробую снимать видео разными способами. Всем как-то невесело, а мне нормально. Заехали на водопад - прогулялись по буковому лесу среди огромных лопухов.

Едем дальше. И вот мы у Завена. Нас встречает Катя. Компактно размещаемся, потому что завтра приедет с гор еще команда спелелологов.

Вова выглядит не очень, настроение у него плохое - ноги опухли, и он почти не ходит. Обсуждаем с Завеном вариант такси через границу. Иду купаться на море полный размышлений всяких.

Ужинаем узким составом, остальные ушли в ресторан. Наш пассажир оказывается доктором биологических наук по нано биологии и весь вечер рассказывает нам про Сингапур и современные методы лечения рака.

Спать ложусь в огороде в палатке без тента - тут поют сверчки в траве заглушая шум машин и другие отдаленные звуки

15 августа

Проснулся рано, от солнца - в палатке стало жарко. Выполз, умылся, неохотно начал разминаться и снова проснулся в процессе разминки. Сходил на море. Море рождает спорные чувства - на границе комфортности. С одной стороны оно манит прохладой и еще чистой водой, с другой стороны - оно отдалось отдыхающим, которые уверенными потоками стремятся к его безбрежному телу. Отдыхающие бывают разные. Среди отвратительных - толстых, грызущих семечки и пьющих пиво в восемь утра теток и быдловатых мрачных мужичков, встречаются и более менее приличные люди - семейства, разбирающиеся в море словно в сортах вина. «В лазаревском море мутнее, чуть грязнее чем здесь, поэтому здесь лучше». И т. д. В общем, примерно так они говорят, рассуждая о море, как о чем то в чем стоит разбираться. Я вот знаю, что море бывает зимнее и летнее, и зимнее куда веселее, чище и живее, а еще бывает Крымское море, пробирающееся меж скал и глыб и абхазское море - бушующее на просторе. Но сегодня море беззащитно спит, а в него тем временем залезают отдыхающее.

Позавтракали все вместе, потом ребята ушли гулять на рынок, на море, может на белые камни. В доме остался только Вова с больными ногами, ухаживающая за больным Катя и я. Привел себя в порядок, постирал вещи, побрился, что было весьма непросто. Повесил гамак под крышей в тени. Пишу в планшет данные из тетрадки о том, что и где мы забазировали. Например в Аиааире, возвращаюсь мысленно туда. Хорошая экспедиция сродни хорошему сексу. Вот уже все закончилось, хочется вернуться туда, хочется повторить, но в данный момент это пока невозможно. Поэтому можно лишь вспоминать, как было круто и ждать новой экспедиции.

К обеду иду на море и в аптеку за перекисью для Вовы. Возникла идея приехать сюда на новый год и на великах. Или может забазировать один велик, чтобы было можно кататься по Цандрипшу и окрестностям.

Обратно с аптеки иду по железнодорожным путям среди зарослей. Ребята ушли купаться на белые камни. Я думаю о том, что «раньше было лучше» - вспоминаю, как мы зажигали на море в прошлые экспедиции, а в этот раз как-то тухло. Может, конечно, память попросту стерла все негативные моменты прошлых лет и оставила только хорошее. Ведь всегда в конце экспедиции я чувствую усталость, мизантропию и разочарование. А может состояние Вовы мне не дает веселиться. В общем, раньше у экспедиции был драйв, а теперь его нет. Или что-то вроде того. Зажигать можно с теми, кто на одной волне, с такими же как ты, но таких людей все меньше - их нет. Где же вы, пираты старой школы...

Катерина второй день проводит с раненным Вовой, такой вот отпуск на море. Договариваемся с Пашей отправить ее на море. Теперь Паша дежурит, а мы идем. Надуваю матрас, что в прошлом году привезли из Самары - вещи в пакет - ветер в спину. Минут сорок мы дрейфуем, лавируя среди гидроциклов и купающихся. Ветер нас несет к вокзалу Цандрипша. Когда мы возвращаемся на базу, находим тут орду спелеологов-москвичей. Их очень много, и становится страшно за уют Завеноского домика. К счастью они уезжают на банкет в кафе, и наш ужин проходит спокойно. Вова пробует ходить и даже принять душ, но пока все это выглядит не очень. Приезжают еще какие-то ребята из Севастополя, что спустились пешком с Дзоу до Гегского водопада. Общаемся. Наскоро приняв душ, отправив пару десятков фоток с местного вайфая, они уезжают спать в лес, поскольку дом переполнен. Все как в старые добрые времена. Куча спелеологов...

Я пью чай и смотрю на луну - полная луна встает над ночным Цандрипшем - прибрежный поселок живет в ночном ритме. Кафешки завлекают посетителей, звучит местная музыка, а где- то чуть дальше над поверхностью моря струится ночной теплый ветер. В такую луну хорошо гулять по пляжу, особенно если ты первый раз в экспедиции... Видел надпись на стекле автомобиля - отечественной классики - юность на жигулях. Можно по аналогии сделать майку с надписью - юность на Арабике. И ведь в этом суть наших экспедиций. Моя юность прошла на Арабике. И юность ребят, что со мной - тоже проходит тут.

У Касьяна в команде детский сад - шесть детей, у Мухина еще круче - 13 человек из 23 участников экспедиции. Спелеологи взрослеют и экспедиции обрастают горшками и игрушками.

16 августа

С утра облачно, даже легкий дождик. Разминаюсь на балконе. Потом идем с Катериной на море. После завтрака мы возвращаемся на море уже большой толпой. С матрасом. Взбираемся все на этот матрас с вещами, но поскольку нет ветра, просто дрейфуем на месте, это довольно скучно и вскоре мы начинаем прыгать с матраса в воду, сталкивать друг друга. В какой-то момент у нашего плавсредства лопается перегородка и вырастает огромный горб. удержаться на таком матрасе сложнее, плавать веселее. Вторая половина дня проходит за сборами. В начале седьмого вечера мы выезжаем. Завен и Робик отвозят нашу группу к границе. Переходим пешком. Дождик, не жарко. Потом мы доходим до остановки. Девочкам тяжело идти, они устраивают эмоциональную бурю. Потом мы долго ждем автобуса. Наконец девчонки уезжают, а мы с Пашей уже в темноте ожидаем нашу грузовую машину. Закинули рюкзаки. Едем. Сначала попадаем в пробку на заправке. Мужик перед нами открывает двери фургона, а там восемь газовых баллонов по 50 литров, и он их заправляет. Разговорчивый водитель критикует, не стесняясь в выражениях всех и все, рассказывает нам новости в Адлере и в мире. Мы уже едем по закоулкам и секретным проездам, объезжаем пробку. Бушует гроза и ливень. Пробка вызвана большим количеством отдыхающих на машинах. Примерно за час мы доезжаем до вокзала. В это же время прибывают девушки, и снова вносят суету и нелепую панику в нашу стройную логическую концепцию. Быстрее всех на вокзал попал Вова с ребятами. Завен его привез в объезд всех пробок. Мы грузимся в поезд - для Вовы вызвали инвалидное кресло. Девушка из службы помогает нам докатить его, и мы загружаемся в поезд еще задолго до объявленной посадки. Я сижу в тамбуре на пенке, что-то напеваю про поезд, отдыхаю от всех, жду пока уляжется суета в купе, потом ложусь, засыпаю, но сквозь сон слышу скрип целлофановых пакетов - один из самых отвратительных звуков в поезде.