Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета
Untitled

Записки пещерного романтика

Меня часто спрашивают непосвященные знакомые, случайные пассажиры, впечатленные размером моего рюкзака, мои одногруппники и преподаватели, возмущенные моими регулярными прогулами. "А что же вы там ищите в пещерах? Золота и сокровища разбойников и пиратов? Жилище древнего человека? Полезные ископаемые? Вампиров? Приведения, фанерные тени?"

Нет. Не угадали! Я молча смотрю в глаза собеседника, не зная - что ответить. Настолько далеки перечисленные вещи от реального подземного мира…

Все что можно встретить на поверхности - когда-то уже было, описано в сотне книгах, фильмах. В конце концов, это можно хотя бы представить. Какие чудеса ждут тебя под землей, не знает никто…

Настоящие чудеса подземных пространств

Сумган - Кутук. Башкирия

Заброска.

До пещеры идти 25 км. Это немало - нормальный переход для туриста пешехода, у которого с собой лишь еда, палатка и спальник.

Наши рюкзаки несколько тяжелее: профессиональные фонари, карабины и веревки для вертикальных участков , гидрокостюмы. Впечатляет? А нам все это тащить. Заброска растягивается на два дня и превращается в красочное шоу "остаться в живых".

Вообще, 25 км - это расстояние до ближайшего населенного пункта, тот есть места весьма дикие. Следы кабанов и медведей на дороге, байки нашего проводника Джона, все это наводит некий первобытный страх.

Подземные реки

"Макс, а у вас есть акваланг?" - Джон улыбается и указывает на небольшое отверстие в стенке оврага, в которое уходит ручей. "Вам туда".

Резиновый капюшон гидрокостюма плотно прилегает к голове, закрывая уши. Ничего не слышно - учимся общаться жестами. Спускаемся. Узкая щель, по которой бежит ручей. Макс лезет в ход узкий, словно горлышко бутылки. Тут же пробкой выскакивает обратно. Он что-то кричит, я не слышу, но по выражению лица понимаю. Слишком узкий ход. Безобидный ручеек на поверхности превратился в бурлящий, опасный поток. Проходим узкий ход ногами вперед. Главное - не заткнуть собой отток воды, иначе она начинает прибывать и можно захлебнуться.

Дальше лучше - ход становится шире, появляются уступы до 3 метров высотой. Постепенно привыкаем к обстановке. Поток весело плещется у наших ног, указывая нам путь. На одном уступе струя ледяной воды бьет в лицо, заливает ацетиленовый фонарь. Я лечу в темноту, но макс ловит меня.

Ручей уходит в сторону, а мы попадаем в зал с огромными глыбами. Перелезаем через завал и вот мы на берегу реки. Впечатляет. Мы бредем по подземной реке мимо песчаных пляжей, на которых никогда не было отдыхающих… Там, где течение с упорством тащит нас в бездну приходится держаться за стену, а чтобы перейти реку нужна рука товарища.

В местах, где течение не сильное мы ложимся на спину и плывем, глядя в потолок. За толщей сводов, всего в нескольких метрах - солнце, зеленая трава и небо - другой мир. Но мы в него не верим…

К центру Земли

Вертикальные участки в пещерах называются колодцами. Входной колодец в пещере Сумган глубиной 80 метров. Я и раньше слоышал про его величину, но не мог представить, пока не увидел. Это и колодцем-то назвать трудно. На привычной взгляду, покрытой небольшими холмами с зеленой травой, поверхности земли пропасть космических размеров величиной с половину футбольного поля.

Подходим достаем веревки. Пока макс провешивает колодец, я тщетно пытаюсь увидеть его дно. Я бегаю вокруг пропасти и заглядываю в нее с разных сторон, но в место дна вижу лишь противоположенную стены, и Макса, который подобно паучку завис где-то внизу и пытается отколоть заплывший льдом крюк. Наконец-то навеска готова и я, встегнув карабин, делаю решительный шаг. Подо мной 25 этаже, но теперь я вижу дно - оно покрыто снегом. Я начинаю движение вниз. Стены отражают изменение климата. Сверху они покрыты сырые и покрыты мхом - теплое дыхание поверхности, далее зима оставила огромный ледник, а в самом низу пещерный климат раскрасил стены серым сырым оттенком.

Мои ноги касаются дна, выщелкиваю спусковуху. Где-то вверху тает маленький кусочек неба. Добро пожаловать. (Фото " Студент Максимов уходит в бездну")

Игра

Мы проходим еще один колодец и попадаем на нижний этаж. Макс здесь был, но давно, по этому не помнит куда идти. Ищем. Зал. Ледяная катушка, словно детская горка. Макс пытается залезть в ход над катушкой, срывается и катится вниз на пузе, а мы его ловим, чтобы он не укатился в озеро. Возвращаемся к колодцу, идем в другую сторону вверх по ручью. Узкая щель. Карабкаемся вверх. Зал с летучими мышами. И снова тупик.

Наши блуждания напоминают компьютерный квест, где 4 героя ищут выход, продолжения игры, и возвращаясь в места, где уже были, пытаются найти что-то новое: ход, выключатель дверцу…Игра очень реалистичная, порой даже слишком. Недостаток один: нельзя сохраниться - надо действовать наверняка. А выключатель был за ледяной катушкой: вдоль по стеночке, ногами по узкой щели, промытой водой, потом левой рукой, за сталактит… и вот перед вами новый уровень, полный неожиданностей.

Глиняные шедевры.

Это искусство только для посвященных. Подземный скульптор, пока вся группа на маршруте, слушая тишину и звук разбивающихся падающих капель воды, создает шедевры. В этом есть что-то от детских замков, построенных на песке. Но замки разрушит человек, а глиняные фигуры будут стоять вечно, потому что человек однажды бывший в пещере и видевший это неспособен разрушать.

Беда пришла, откуда ее не ждали. В связи с постройкой плотины на реке Белой резко поднялся уровень грунтовых вод. Мы смогли прочитать лишь одну глиняную табличку: "Если вы читаете это, значит глиняный зал еще не затопило!" Вода медленно подбиралась к последнему экспонату музея.

Из-за поднятия уровня воды, проход в некоторые части пещеры оказался закрыт. Но это нас не остановило. Взяв надувную лодку у спелеологов из Питера (они жили в соседнем лагере), мы, подобно героям романа Жюля Верна " Путешествие к центру Земли" пробирались по затопленным ходам, по коридорам и галереям утонувшей, словно Титаник, планете…

Хозяин.

У каждой уважаемой спелеологами пещеры есть хозяин - глиняный идол с суровыми чертами лица. Каждый вход в пещеру - визит в гости к Хозяину. Его уважают и приносят ему гостинцы: продукты, сигареты, сломанные карабины, игрушки, записки и открытки. Своеобразный сплеомузей. Мы тоже напоследок зашли к хозяину, оставив ему память о СГАУ-СПЕЛЕО. (Фото "Гаслов Александр в гостях у хозяина")