Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

СноурафтинГ

Автор: Вершинников Юра


Мама, я очень болен,
Мама, нас лечат не те врачи,
Те, кто нас заразил этим, врачуют нам раны,
Именно по этому я неизлечим.

Для справки: на то чтобы объяснить, что ты не какой-нибудь сноубордист, а настоящий спелеолог, уходит минут десять. Нафига альпинистам "лазать по пещерам" и "чё" нам там - под землёй надо,- ещё десять. И, наконец, ЧТО мы будем делать зимой в уральских снегах с резиновой лодкой?!- вопрос окончательно ставит в тупик. Мы и сами толком не знаем. По всей стране сильнейшая оттепель, не хочется стать персонажем очередной истории про зимнее кораблекрушение на Белой. У Самарских спелеологов есть богатый опыт форсирования этой небольшой, но очень коварной горной реки на различного рода ваннах, автомобильных камерах, надувных детских бассейнах и т.п. креативных плавсредствах. Вот и тащим двенадцать килограмм отборной резины да деревянные вёсла.

Разные источники называют различные цифры: говорят, до избушки "пять" километров, я утверждаю, что "десять" (а по ощущениям - все 25). После переправы прячем лодку в снегу и маскируем желтеньким:. Весь световой день упрямо тропим, шаг за шагом, снега по пояс, подъём.

-Куда ты завел нас, очкастый герой?

-Щаз карту достанем, вон там - за горой...

-Куда ты завёл нас,- уж день закатился?

-Пошли вы все…! Я сам заблудился!

В избушку протапливаем уже по темноте, уставшие, но счастливые.

Утро. Перед завтраком получасовая общеосвежающая пробежка по сугробам за санями,- проезжавший мимо дед обещал показать вход. Все, дальше кобыла не пройдёт. "Пещера здесь, вниз, а может левее…"- говорит дед и задумчиво прищуривается. Разделились, минут сорок прочёсываем склон - пока безрезультатно.

Удивлены: следы полностью замело. Доплыли назад до избушки, прошло три часа, Потапов уже вышел нам навстречу.

Со второй попытки находим сначала Медвежью, затем и Пропащую.

Сходить - не найти, сходить- найти, переодеться, в две ходки забросить снаряжение,- каждый за день пересёк поле от трёх до семи раз. ПБЛ ставим часов в восемь. Снаружи ночь, но теперь - под землёй время суток несущественно.

Завтрак готовим снаружи палатки, ПБЛ тёплый и сухой.

От лагеря(~100м) пещера разделяется на несколько крупных частей, которые ветвятся, извиваются и пересекаются в неожиданных местах. Получается многоуровневый лабиринт - бродилка. Уровни разделяются уступами высотой от двух до десяти метров, которые проходятся по-уральски - почти без снаряжения и верёвки. Взбираясь на них можно почувствовать себя продвинутым скалолазом. На "топе" ходы накладываются один на другой(Fun!), добавляя веселья в наш и без того запутанный маршрут. Тыг-дым-тгдм,- пробегаем мимо лагеря из одной части в другую. Пару раз пьём чай, в тепле вода вскипает быстро, а день у нас длинный. За выход прошли всё, что запланировали, жаль на восхождение времени не остаётся.

Подъём продолбали на час. Часы звонят тихо, как говорит Off: " занимаются гуманизмом". Планы на сегодня: собрать и вытащить ПБЛ, провесить Медвежью, следом - поднять верёвки из обеих пещер, и донести всё снаряжение до избушки, чтобы завтра начать сброску.

В медвежьей сухо и холодно. Мерзнут руки, навешиваю в меховых рукавицах. Очень красивый, необычный ледник - винтообразный, в несколько этажей, с ответвлениями и ледопадами. Для безопасности приходится разбить пару острых рёбер молотком Лёд прозрачный, с вмерзшими в него каменными зубьями. Свет от карбидки виден сквозь нависающую стену. Отражаясь и преломляясь, он приобретает зеленоватый оттенок. Ледобуров из Самары не взяли, как всегда есть спиты но нет времени,- вяжем станцию вокруг ледопада(~2м в диаметре). Две минуты на созерцание и обратно. На поверхности встречаем спелеологов из Магнитогорска. "Ёлка" - персонаж, который общался с нами в сети, по-видимому, обладает своеобразным чувством юмора (и слабой связью с реальностью?) и потому не сообщила им наше количество и сроки поездки. Кстати, они ходят по снегу на лыжах (странно, с чего бы это?) и советуют нам возвращаться по их лыжне. Предательская снежная корочка не выдерживает веса человека, если стоять на ногах, в общем, километр ползком, с двумя трансами. В избушке встречает ещё целая куча спелеологов. Тепло, сухо, весело.

На сброске поставили абсолютный рекорд. В обычные Жигули - "шестерку" поместились: водитель, жена водителя, четверо спелеологов плюс снаряжение. И того: шесть человек не маленькой комплекции, четыре рюкзака (по 30-35 кг) резиновая лодка с вёслами,

Диван, чемодан, саквояж,

Корзина, картина, картонка,

И…

Извините, загнался. В общем, полученный результат стоил потраченных пятисот рублей.

Сначала сторговались за триста, но местные представители мелкого рогатого скота даже дорогу бесплатно не покажут.

Мёрзнем на автовокзале. Башкирский фолк-рок необычен, а вот от шансона тошнит везде одинаково. Эпилог.

-Как сплавились?- с всезнающим видом спрашивает сноубордист.

-Неплохо, офигенно.- отвечаем мы.

(после небольшой паузы)

-А разве реки не замёрзли, или вы как сплавлялись?

(Ну, чувак, никто тебя за язык не тянул.)

-По склону несешься, только успевай от деревьев уворачиваться. Вылетаешь на лёд, а река не везде замёрзла. Где ручей впадает - промоина. Хотели от льдины оттолкнуться, чуть не перевернулись. Юзес (Андрюха кивает головой в мою сторону) по колено в воду ушёл.

(По глазам виж, что не понимают.)

-Не понял, вы на лодке по снегу катаетесь?

(Тут уже моя очередь делать удивлённое лицо.)

-SNOWRUFTING!, вы что, не слышали?

Тут мы даём полную YO-циклопидическую справку.

SNOWRUFTING - молодой, только развивающийся экстремальный вид спорта, смесь обычного равтинга и горных лыж с элементами каньёнинга. "Особо сложные участки проходятся с верёвкой"- объясняю я, показывая пальцем внушительную бухту на рюкзаке.

Мы - крутые сноуравтеры, как перцы из буржуйских фильмов, покоряем лыжные склоны и полузамерзшие горные реки с ледяными водопадами. Сноуравт - надувная посудина, отличается от обычного равта сдвинутыми на корму резиновыми пазами, наподобие уключин, и укороченными вёслами. Достать фирменный аппарат сейчас сложно, поэтому приходится переклеивать самим. И т.д., пока не зашёл Потапов и не выставил на пол грязную тарелку с куском сырокопчёной колбасы…

Я подобно собаке сидел под твоими дверями,

Я не спал, я не ел, мне хотелось лишь выть на луну,

А в низу лежал город, доставший своими огнями,

Поглотивший тебя, совершенно одну.

***

Твой брат, алкоголик, стрельнул у меня на похмелье,
Я отдал ему всё, что в карманах, лишь бы только отстал,
У соседей напротив идёт третий день день-рождения,
А может быть свадьба, а может - семейный скандал.