Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Пролетающее лето

Часть 1 от Самары до ПБЛа

Обычно я пишу в обратном поезде заметки о наших путешествиях, выбирая из воспоминаний наиболее яркие и облекая их в удобную для чтения форму. При этом я немного лукавлю, опуская какие-то моменты, мешающие общей концепции, литературно приукрашиваю и тому подобное. В этот раз я решил просто привести фрагменты из дневника. Дневник я завел в начале лета, чтобы мимолетные летние деньки не пролетели мимо. Экспедиция попала в летний дневник. Вот она.

27 июля

Весь день прошел в поезде весьма спокойно и незаметно. С утра было жарко, потом включили кондиционер и мы спрятались под одеяла. В нашем купе нет верхних багажных отделений, поэтому все трансы едут снизу. Из-за этого тесновато. Я прочитал В ожидании годо. Бредовая вещь, надо сказать - какой-то никчемностью и жалостью веет от героев. Нелепость ожидания. Еще вспомнился Маркес - полковнику никто не пишет. Потом я переслушал песню ГО, где упоминается годо. «Все чего то ждал, не дождался ничего и ушел в никуда».

Еще смотрел фильм - репортаж американцев о преступности в начале девяностых. весьма поучительный фильмец. Поражает серость костюмов, вещей, мебели, машин. Парень приехал в столицу, чтобы украсть кроссовки.

Поучительно показать пионерам, но я не стал показывать.

Провели с ребятами планерку. С утра я еще посчитал деньги, деньги нельзя доверять считать никому. Разминался на какой-то станции слегка

Вечером заснул без фильма. Ни съел ни одного доширака - такое достижение. Из забытых вещей колбаса и термос.

Катя нарисовала занятный рисунок. В полумраке вагона он казался осень классным - мы его даже сфоткали и выложили в группу, хотя на свету рисунок немного утратил красоту

Занятный рисунок

28 июля

Проснулся солнечным утром в поезде. Вагон остановился на станции Белорецкая. И хотя я толком и не проснулся еще - вышел на перрон - прогуляться, размяться. Перрон был широкий и чистый. У здания вокзала стоял милиционер с усами и в годах. Под крышей вокзала ласточки навили гнезд. Пассажиры ходили туда сюда неподалеку, дымя своими мерзкими сигаретами. Я начал разминаться сначала неохотно и вяло, затем втянулся - сделал приветствие солнцу и стойки на одной ноге. Затем объявили отъезд. Едем дальше. Появилось море за окном. Я решил посмотреть костин спектакль демоны. Демоны конечно хороши, Посмотрел первых трех. Далее настало время покидать вагон. Переместились в плацкарт от Адлера до Сухума. Поезд встал на границе и стал накаляться. Кондиционер выключен, окна не открываются. Когда-нибудь ржд победит и это неудобство, как победило санитарные зоны, но не в этот раз. Пограничники лаконичны. Посмотрели паспорта, пошли дальше. Девчонки долго в серьез обсуждают униформу пограничниц-женщин и ее обязательные элементы. С абхазской стороны тоже все прошло гладко.

Мы снова не перроне Цандрипша. Нас уже встречают Завен и Робик. Переносим мешки к машине. Приятный сюрприз кресла в кузове Шишиги. А если присмотреться - вся машина-то новая - другая. Вообще, новая. Блестит.

Приехали к Завену. Мы первые спелеологи, которым предстоит прокатиться на новой машине. Кроме нас в горах никого. У Завена мы перебираем наши вещи, потом идем купаться на море. За продуктами решили завтра. На берегу море куча народу. Говорят, первые теплые дни после сезона дождей. Море у меня не вызывает ни капли радости. Отдыхающие ни плохие, ни хорошие, ни красивые ни страшные. Море грязное, неживое. Волга куда приятнее. Вернувшись на базу приступаю к упаковке шишиги. Тщательно раскладываю трансы, бочки, баллоны и бутылки в новеньком кузове. После ужина долго сидим и болтаем за столом. Про все подряд. Поздравляем Вову с днем вмф.

29 июля. Заброска.

Проснулся я рано. Решил, что можно вставать. Солнце светило сквозь стенки палатки. Погода прекрасная. Размялся в комнатке, где стояла палатка. Сделал асаны. Пока тренировался, проснулись остальные. Спросил, кто желает на море. Вызвалась только Катя. Идем. Особенно мне нравится в дороге то место, где нужно пересекать жд путь. На мой взгляд это самый красивый переход через рельсы. Он весь зарос зеленью, ты спускаешь по лесенке, потом по затихоренной тропинке поднимаешься вверх.

Море с утра намного чище и приятнее в нем можно купаться, отдыхающих еще не слишком много. Вода прозрачная и светится на солнце. Пляж только просыпается. Работники приносят надувные штуки для развлечения. Мы быстро искупались и обратно. Утренняя морская свежесть летнего дня - ощущается и в теле и в мыслях. Успели к завтраку. Потом ребята уехали в магазин, а я стал складывать вещи в машину. Рассчитались с Завеном. Чуть не забыл камеру. Едем. Все сидят, я лежу в центре. Путь не быстрый: асфальт, потом проселочная дорога, потом сады, потом лес с глубокими ямами и крутыми подъемами. Меня слегка укачивает - ничего не взял ни толком закусить, ни поесть. Едем мимо камазов, что стоят в ожидании загрузки леса. С этого года тут начали пилить лес. Вскоре летник Гюзле остается позади. На открытом пространстве нас жарит солнце. Огромное белое облако поднимается и хочет нас накрыть, но не успевает. Нам достается освежающий ветер. Нас встречаю Вано и Аида. Вано в майке «С приветом из Самары». Из новостей - пару недель были дожди, снег изрядно подтаял. Видели следы медведей. Но сказали, что к нам они не придут. Разгрузились. Приняли решение перекусить, но наверху.

Делаю первую ходку с станком, на котором котелки, палатка, вода и кое-что из мелочи. Идти в целом несложно, но чувствуется дискомфорт. Дошли до места. Снега как обычно, вход в пещеру открыт. Раздал указания, пошел за рюкзаком. Рюкзак уже потяжелее. Иду, потею, задыхаюсь, хотя стараюсь не бежать. Перекусили. Пошли мы и третий раз с Вовой Пашей и Катей. Наверно третий раз был лишний, и он испортил мне вечер. Вроде бы взял не много, но когда пришел в лагерь, начала болеть голова. Солнце уже село. Ужинали в темноте. Мигрень. Две мысли мучают и пугают - нужно поставить тент для палатки, и нужно чистить зубы. Долго и неспешно, мучаясь при каждом движении ставлю тент , от чистки зубов отказался.

Лег закутался, вроде чуть легче. Сильно похолодало и всю ночь дул ветер с гор. Спал плохо, проснулся среди ночи от головной боли. Посидел немного, попил воды с орехами. С горем пополам лег опять. В половине седьмого решил вставать. Мигрень не прошла

30 июля

Нелепой походкой деревянного человека двинулся за трансом. Взял нетяжелый, но поднимался с трудом. Холодно и ветер, хотя постепенно теплеет. Пока готовился завтрак, я накидал бочки снегом. Потом что-то еще по хозяйству. Поели, мне стало чуть лучше. Решил заняться строительством шаробана. Медленно с толком с расстановкой. Катя мне помогает держать дуги. Мой замысел сделать в нашем доме окно с видом на закат. Для этого ставим еще одну рамную дугу. Даша делает овощехранилище. Паша и Вова таскают активно, Алена тоже. Остальные лежат, болеют. Акклиматизация подкосила три четверти новичков. К обеду я обнаружил, что шея и предплечья и плечи обгорели, оделся. Накинули тент. После обеда силами различных участников группы натягиваем этот самый тент.

Больше всего болеют Аня и Юлиана. Им вообще плохо. Они лежат в уголке под тентом. Я их пытаюсь лечить сначала чаем, потом уж препаратами из аптечки. К ужину им вроде становится вроде чуть лучше.

Вечерком я засел за гитару. Сел себе тихонько в темноте. Но тут же меня окружили слушатели. Алена и Даша. Сидят в темноте. Слушают, молчат. Я побренчал малость. Думаю, надо петь, а то совсем нехорошо получается. Стал петь про обратную сторону луны. Получилось ужасно. Жутко стесняюсь. Поэтому.

Потом мы пили чай и говорили о природе сна и всяких забавностях. Катя увидела на небе таинственное вращение облаков. Вышли посмотреть. Да, зрелище удивительное. Облака вращались на темном небе по окружности с удивительной скоростью. Явление было настолько необычным, что стало страшно. Как будто инопланетяне или секретное оружие. Но не могут облака просто так быстро бегать по небу по столь правильной окружности, хоть Аня и показывала нам в поезде фотки водных смерчей на черном море.

Разгадка пришла неожиданна, и оказалась не менее невероятной. Это прожектор или лазер какой-то дискотеки в Адлере. И всем стало спокойно. Когда все ушли с кухни я еще поиграл на гитаре и попел, уже в свое удовольствие. И понял, что на своем месте и хорошо, что все же взяли гитару…

31 июля

Ночью была гроза, я вставал, чтобы проверить конструкцию тента кухни, посмотреть не промокают ли наиболее важные вещи. Потом долго не мог заснуть. Утром снова шел дождь, и спалось хорошо. Разминался очень мало. Завтракаем. Старые тенты протекают в нескольких местах, пытаемся их усилить полиэтиленом, который тоже местами дырявый. Так проходит утро. Пытаюсь выпить кофе, но все как-то не получается сделать это спокойно. Начинаем подземную работу. Алена вешает спуск в узость, потом она выходит, а я начинаю чистить колодец от камней. Спускаюсь в входную трубу. Привет любимая пещера. Стараюсь все делать правильно и не торопиться. Камней плохих весьма много. Орудую молотком. От стен окалываются слои - полки и улетают вниз. Сначала занятие кажется веселым и правильным, потом устаешь и начинаешь думать, как мало сделано, но нельзя останавливаться - нужно делать до конца. Некоторые камни отколоть не удается, и они остаются висеть, угрозой. Потом я спускаюсь ниже, чтобы закачнуться в заначку. Проехал мимо, но не сразу понял это. Не могу дотянуться ни до одной стены, чтобы оттолкнуться и раскачаться. Поднялся выше, удалось захватить стену, затем прыгнуть маятником к веревке. Поднялся, повесил веревку. Трансы решил оставить ребятам - уж больно они тяжелые. Сам вытащил лишь транс с веревкой и молотком. Потом в пещеру идут Алена, Паша и Вова, потом Паша и Даша, Потом Вова и Катя. Я обедаю на поверхности. Как-то внезапно сильно устал за этот простой выход - и даже голова слегка заболела. Видимо, еще не совсем акклиматизировался. Вторая половина дня протекает вяло, за выбором нескольких дел из множества важных дел. Повесил скалолазные трассы. Проверяли с Вовой телефон, выяснилось, что один из аппаратов не работает - сломалась кнопка передачи, что делает этот аппарат весьма бесполезным. Вечером смотрим на облака. Холодает весьма. Даша спрашивает про горы, их строение, названия и окрестные достопримечательности, я рассказываю.

Вечером сидим на кухне. Повесили карты. Я смотрю и думаю о пещерах наших и о загадке от Саши - как вода поступает в высокие деревья

1 августа

Утро солнечное и приятное. По сравнению со вчерашним дождем. Выбрался из палатки, хотел сделать зарядку, но решил сначала навести порядок в палатке. Ну то есть проснулся с таким желанием сделать все правильно, разложить по полочкам и т.д. На зарядку времени почти не осталось.

Завтрак. Готовили Юлиана и Оля. Каша вкусная вполне. Собираемся в пещеру. Мы с Аленой провешиваем Гномов и корректируем навеску. Паша с Вовой вешают Куйбышевскую и делают связь. Собираю снаряжение личное, потом беру еще перф, и т.д. Выходим. Жаркое солнце еще не закрылось нависшими облаками. В воздухе чувствуется влажность и душно. У меня немного тяжелая голова. Иду с рюкзаком. А, забыл сказать - после завтрака мы еще сходили все вместе к пещере Гномов, чтобы проложить тропу и чтобы все знали, где именно эти Гномы.

Пришли с Аленой к пещере - она меняет веревку, я снимаю на камеру. Первый колодец. Потом уступчики. С помощью перфоратора добавляем точек. Движемся вниз медленно и, кажется, что мы уже ушли весьма далеко. Время обедать. Кончились анкера на 8. Сначала решили пробежаться вперед, оценить фронт работ, потом на обед в лагерь и за анкерами. Идем налегке и ужасаемся узким ходам и строению пещеры. Узости всех форматов. Нигде не узко сильно и не приходится протискиваться на выдохе, но в целом всегда узко. Ух, какого здесь с трансом. За год успели позабыться впечатления.

Вернулись в лагерь. Все также жаркое солнце и сочные облака, душно и тяжелая моя голова. Пью крепкий чай, вкус на дне кружки обещает, что будет лучше. Снова идем в пещеру. Взяли анкера, да забыли бур на 10. Приходится выкручиваться тем, что есть. Исправляем еще три маленькие навески. Наметили место, куда завтра новички понесут трансы, оставили там чайник. Перфоратор новый работает хорошо, и это приятно. Также хорошие штуки -шлямбурные анкера петцль. Возвращаемся назад. Из гномов на выходе открывается классный вид на скалы, травы и небо.

Ребята уже поужинали. Вова с Пашей еще в пещере фоткаются. Ужинаем. Солнце тем временем проваливается в море. На гитаре сначала бренчит Катя, потом Даша, потом гитару берет Юлиана. Уходит на закатный камень и поет песни. Мы сидим на кухне болтаем о том, о сем - сначала паша рассказывает про фотосъемку в пещере, потом обсуждаем телефоны и проблему подземной связи, потом я расспрашиваю Алену, почему она решила занять дайвингом. Теплая ночь, по крайней мере пока. Небо полно звезд

2 августа

В первый раз делаю зарядку в полном объеме или что-то около того. По долине плывут туманы, небо затянуто облаками. Когда облако поднимается до лагеря, становится холодно. Вдыхаю в себя туманы. Завтрак запаздывает, и я иду на холм звонить домой. Дочка научилась ходить в горшок - большое достижение. На завтрак рис с колбасой и горошком. Вкусно. Немного тупим в лагере, собираем окончательный вариант трансов с пблом. Идем по долине к гномам. Прохладно, приятно не жарко. Вчерашняя часть пещеры стала более знакомой и кажется теперь менее узкой. Зато новая узость, предстает во всей жесткости. Доползли до веревки и только то всего. Навеска пугает и узости пугают. Пытаюсь молотком расширить узость. Кусочек камня отлетает мне в глаз, и несколько минут я вне игры. Вылез в колодец, Алена встала на мое место - больше места нет. Надо что-то делать. Хотя делать что-либо с таким глазом слезящимся не хочется. Но вроде стало чуть лучше. Делаю точку накопитель для транспортных мешков. Потом переделываю навеску. Добавляю три новые точки. Опасность колодца представляют камни, которые летят вниз из под ног участника, проходящего узость. Сделал. Остался доволен. Осмотрел колодец. Осветил дальние углы дальним светом. Конечно, тут есть, где поработать - куча мест с намеком на продолжение пещеры. Вылезли из узости. Окончательно сел перфоратор. Возвращаемся. В зале для чаепития мы пьем чай. Тут же встречаем Дашу и Сашу. Это третья двойка новичков, занимающаяся транспортировкой нашего ПБЛа. Потом мы выходим на поверхности. Только завидев солнечный свет, глаз начал слезиться и чесаться. Еле дошел до лагеря. Вова натягивает слэк. Я решил помочь ему, но потерпел неудачу. Все из-за глаза. Ужасное состояние. Закапал альбуцид, полежал. Не помогает. Хотя пока лежишь с закрытыми глазами - терпимо. Еле дождался ужина и сразу же после отправился спать. Проснулся в полночь. Глаз получше. Спать неохота. Пишу эти записки. Жалею, что запаковал плеер в пбльный транс

3 августа 2019 года

Проснулся. Осторожно изучаю состояние глаза. Вроде можно моргать. Вроде все нормально. Блин, как же это здорово, когда все нормально. Встал. Хотел размяться ,но не успел - пошел на кухню дежурить. Тут Даша готовит макароны. Принялся ей помогать. Даша режет салат, я колдую над плитой.

Зову всех на завтрак, бренча на гитаре. Завтракаем. Макароны разварились и выглядят жутко. После завтрака все идут тащить трансы по пещере до узости, мы с Аленой выходим делать закачку. Узости гномов проникают в тебя через синяки на коленках локтях предплечьях. Пещера каждый раз воспринимается по разному. Добраться до большого колодца - это целое дело - усилие воли. Это дело сделано. Вылез в колодец. Теперь ушибы на теле отдыхают. Пришло время преклонения перед глубиной. Делаю все очень аккуратно, потому что на весу. Подомной пропасть. Колодец К50+40. Заметил, что когда пишу про пещеры, то пишу не как дневник, а как статью, которую будут читать. Ну что такое к примеру «время преклонения перед глубиной».

Высота вызывает страх. Пока это выражается в предельной аккуратности - я боюсь, что-либо уронить вниз. Привязал перфоратор. Перчатку положил в открытый транс, достаю перф из гермы. Главное, чтобы перчатка вниз не улетела. Продумываю, что мне может пригодиться. Хочется начать с малого. Сделать точку, а там подумать. Но нет, надо продумать сразу все, чтобы не возвращаться. Надо продумать сейчас, вися над пропастью, когда страх высоты сковывает движения и мысли. Вроде все взял. Развесил все на своем месте. Все 4 петельки на обеих обвязках заняты. Слева на нижней - пробойный набор, справа - мешок с шурупами по бетону, потом ключи на 13 и на 17, карабины с проушинами. Потом еще на силовой обвязке транс с веревкой и шнурок, страхующий перфоратор. Сверху в узости - движение, пришли ребята, принесли трансы. Ухожу ниже. Ввязался в точку, спускаюсь. Нужно двигаться вправо. Удается зацепиться за зуб на стене. Накинул педаль на зуб, а карабин вщелкнул в свою веревку - педаль стала оттяжкой-отклонителем. Молоток, перфоратор. Теперь я закрываю оба глаза, чтобы не получилось как вчера. Шуруп, ключ, карабин, узел, карем готов. Спускаюсь дальше. Тут уже справа просматривается целая полочка с огромным торчащим словно статуя, зубом. Качнулся, схватился за зуб - держит - вроде это кусок породы, а не камень на полке. Залез, сверлю. Двигаемся дальше. Прошел по полке пару метров. Ситуация становится менее приятная. Снизу появился огромный камень, размером с собаку, грозящийся рухнуть вниз. Если он упадет, может повредить веревку, по которой нам идти в пбл

Порода на стенах становится рыхлой, такой, что неясно куда бить крюк. Становится страшно и возникает желание бросить это дело. Остановиться на каком-то моменте и пойти обратно. Мне 35 лет. Спелеология - это то в чем я преуспел более, чем в других сферах - карьера, бизнес, умения, творчество, спорт. Пусть не самый первый, не самая глубокая пещера и не самый быстрый контест, но всё же . Нананадцать лет этим занимаюсь, и теперь вот мне страшно, немного, слегка, но все же есть. Вот не помню, было ли раньше так. Придумал забавный способ, как не уронить камень - просверлил в нем дырку, шуруп, и веревочкой за стену. Теперь не упадет камень размером с собаку. Как сказала Алена, не будите спящую собаку. Вот, теперь она на привязи. Отлично. Двигаюсь дальше в поисках хорошей породы. Вот вроде норм. Сверлю, Потом еще, и еще. Если не задумываться в глобальном смысле, что я на краю пропасти, черт знает, где в пещере, и не смотреть по сторонам, то нормально. Уже начал двигаться не в сторону, а вверх. На последнем участке меня страхует Алена свободным концом веревки, а я вылезаю лазанием. Что не говори, а пещерная техника срт почти беспомощна, если надо пролезть пару метров вверх от точки крепления. Вылез на полку. Делаю точки. Проснулся азарт - хочется посмотреть, что же нас ожидает, куда это мы вылезли. Есть ли на этом новом балконе продолжение пещеры. Стараюсь сохранять самообладание и не торопиться, но на полке чувствуется твердь и безопасность. Нет уж страха, выражавшегося в аккуратности.

Обследуем новые участки пещеры. К сожалению, они не многочисленны и все что можно, мы быстро осмотрели - продолжения нет. Перекусили моими орехами, поменяли батарейки, возвращаемся обратно. Долго висим у узости и перепаковываем трансы. Аккумуляторы нужно нести в лагерь все остальное - пойдет пбл. Уши на 8 - 5 с болтами, 2 без, 2 самодельных, анкера на - 4 шт, карабины 5. Далее двигаем по пещере обратно. У нас транс с пенкой и аккумами - все равно по узостям крайне неудобно. Поверхность, вух.

В лагере почти сразу ужин. Успел постирать майку, вечером все разбежались - бренчу на гитаре, потом сидим на кухне с Дашей и Сашей, обсуждаем Васину свадьбу и свадьбы, как таковые. На Адлером появилась полоска луны

4 августа

С утра хотел было размяться, но погода так себе, да еще и на завтрак позвали - сделал зарядку, приветствие и стойки. Поели и быстро с Дашей ныряем в Куйбышевскую, я проверять навеску, Даша за водой. Взял камеру - снимаю. Спускаемся неспешно. Один карем во входном колодце меня беспокоит. Крюк забит в камень, который мне видится ненадежным. Думаю, поднимемся, я возьму перф и пойду снова. А пока спускаемся. Набрали воды лезем обратно. Идется на удивление легко - пещера восхищает своим пространством. Даша идет медленно, и я ее жду на полке между колодцами. Слушаю дыхание, гляжу в темноту, а потом пою песню Ефремова - перекурим дружище, гаси свой фонарь. Настроение становится романтическим. Лезем дальше, пропускаю Дашу вперед, а потом долго еще экспериментирую с каремом. Убрал его, смотрю как там с веревкой, не трется ли и т.д. На поверхности всех отправляю на перевал, но уходят не все – погода так себе, плывут туманы и холодно. Стираю вещи, переезжаю в другую палатку, а эту освобождаю для В.А. Пообедали, пошли встречать. Огромной толпой пришли на летник. Встречаем. Жмем руки, делим рюкзаки, обмениваемся новостями. Подарили Вано кружку. Идем обратно. Фомич и Бортников идут медленно. Но наконец и они доходят. Вечером лагерь накрывает шторм, шквальный ветер, ливень и прочие прелести. В шаробане спрятали в гермы все, что могло бы промокнуть. Ветер загоняет влагу внутрь. Укрыл палатку слоями полиэтилена. Пишу, а ветер неистово буйствует.