Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

История одной сброски


Однажды мне очень нужно было попасть в город из пещеры "Победа", это нехитрое путешествие произвело на меня очень сильное впечатление.




5:39 Поворачиваюсь на другой бок, пытаюсь устроиться поудобней, и тут ловлю себя на том, что если я это делаю – значит я не сплю, а если я не сплю значит я могу посмотреть на часы и узнать сколько мне остаётся спать до подъёма. А он в 4:00. Но что-то степень освещённости не соответствует периоду времени с 00:00 (когда я лёг спать ) до 4:00 ….

5:39!!!!

Чего только не увидишь на часах сонными глазами. Этого просто не может быть, у меня поставлено 2 будильника.

5:39 – Внимательно разглядываю на наручных часах...

Ну ладно часы они тихие, лезу в карман спальника и достаю назойливый телефон. На экране просьба ввести PIN CODE для включения, а это значит что меня подвёл верный рефлекс и я успешно проспал сигнал будильника, который лежал у меня под головой, а вместе со мной и соседи по палатке.

Замираю, в голове происходит пересмотр планов на день. Из них исчезают утренний чай, сборы, посадка на 7-ми часовой автобус и бой за билет на Уфимский автобус с местным населением. Вместо этого в планы входит шустрая, или очень шустрая ходьба под рюкзаком, контакт с местным населением и ориентирование в незнакомой республике Башкирия.

Выползаю из спальника, стараясь не раздавить счастливчиков, которые будут досыпать это утро и остаток похода, свободно разместившись вчетвером в 4-х местной палатке.

Переодеваюсьвыползаюизпалаткипакуюсьврюкзак. При выполнении этого сложного действия конечно бужу всех обитателей. Потапов включает радиостанцию чтобы меня «проводить». Мне дружно «делают ручкой». С первых шагов начинаю согреваться.

5:55 Иду по берегу. Утренняя спокойная обстановка совсем не располагает к спешке, а обстоятельства – наоборот. На другом берегу спят многочисленные лагеря водников. При подъёме на первый прижим ощущаю что «налегке» и «с лёгким рюкзаком» - разные вещи. Прохожу прижим по заранее вечером провешенной верёвке, аккуратно перестёгиваю руки через карабины. Спускаюсь на берег, докладываю Потапову о прохождении самого сложного участка, связь здесь уже неуверенная.

На подходе ко второму прижиму понимаю сто тропа проходит верхом, а я внизу, и не помню как туда пройти, и передо мной в каких-то 15 метрах виднеется продолжение нормальной тропы, от которой меня отделяет отвесная стена, уходящая в воду. Впрочем, стена не совсем гладкая, и не всегда уходит в воду, что даёт право надеяться на успех. Если выбирать между поиском дороги, подъёмом наверх, вероятностью соскользнуть с серьёзной высоты и упасть в водоём малой глубины и вероятностью соскользнуть со скалы и плюхнуться по пояс в воду, отжаться на берегу и пойти дальше со слегка потяжелевшим рюкзаком, то в этом случае нехоженая дорога, кажется гораздо перспективнее. Мне повезло – я отделался лёгким наступанием одной ноги в воду и потратил на траверс не более 3 напряжённых минут. Связываюсь с лагерем, докладываю о прохождении очередного этапа. Связь очень слабая. Перехожу ручей, прохожу мимо очередного лагеря водников. Все спят. Вскоре показывается деревня.

7:05 Радует безлюдность. Прямо перед собой вижу мост, за ним другой берег, а ещё дальше - безлюдную остановку. После входа в Таш-Асты темп ходьбы изменился, и соответственно тепловой режим.

7:45 На остановке первый привал. По ровной дороге идти быстрее, чем по лесу, начинаю потеть. Спрятал куртку и достал навигатор. Тронулся в сторону Имендяшево.

Около 8 часов дошёл до очередной остановки, она тоже была пуста. Делаю привал. Организм окончательно проснулся и требовал дополнительной энергии, на этот случай у меня был предусмотрен специальный утренний перекус. Ещё от быстрой ходьбы начал натирать ноги.

Далее дорога лежала через поля. Складывалось ощущение что в радиусе многих десятков километров все вымерли. Не было не машин на дороге, ни техники в поле. Я ощущал себя маленькой песчинкой, лежащей на бескрайней дороге Башкирии. Мои размышления о безграничной плоскости прервал неожиданный звук из за моей спины. Я даже не успел обернуться, как меня обогнал человек в шляпе и костюме на старом шоссейном велосипеде. Внешним видом походил на сельского учителя.

Начал накрапывать дождь.

8:24 Вошёл в Карагай Местные жители активно ведут детей в местную Крагайскую школу. Дождь не усиливался, а просто напоминал о своём присутствии. Возле единственного работающего ларька снова увидел учителя- велосипедиста. Он долго говорил с продавщицей, после взял бутылку пива и удалился.

Я подошёл следом, купил бутылку лимонада и спросил об автобусе. Продавщица сказала, сто автобус можно встретить на шоссе, на остановке очень скоро, но точного времени прибытия не сказала. Я поспешил.

8:50 На остановке жду автобус. Разглядываю свой предполагаемый маршрут в навигаторе, долго не могу понять в каком направлении мне выгоднее ехать. Потихоньку подъедаю остаток перекуса и почему-то сильно радуюсь городскому синтетическому лимонаду. В виду отсутствия автобуса в голове появляются некоторые мысли.

Через несколько минут приходит местная жительница, с удивлением слушает мою легенду об автобусе.

9:20 Местная женщина уезжает на попутке. Теперь некоторые мысли в моей голове превратились в неоспоримый факт: продавщица из киоска говорила о семичасовом автобусе!!!

9:30 Трасса оживает, появляются надежды. Но проезжающие мимо машины либо полны, либо водители смеются или смотрят на меня с пренебрежением.

9:40 Машина до Красноусольска. Вкратце поясню водителю кто и откуда, он смотрит на меня с недоумением. По дороге я понимаю, что попутная машина в этой местности - основной вид транспорта.

10:30 Выгружаюсь на вокзале. В ответ на предложенный полтинник водитель сделал оскорблённое лицо и чётко запросил 80! Автобус ушёл за 2 минуты до моего появления. Купил билеты. Жду. Рюкзак лёгкий, делать нечего, времени полно, камер хранения нет. Выхожу осматривать населённый пункт вместе с рюкзаком. На обед приобрёл себе хлебобулочное и кисломолочное изделия. Невозмутимо пожирал их сидя в зале ожидания вокзала. Это было единственное доступное сидячее место. А ещё я опробовал местный туалет типа «сортир», тоже вместе с рюкзаком. С трудом прошёл по высоте. Для девушки это было бы вообще нереально!!!

13:45 Гружусь автобус, разваливаюсь в кресле и засыпаю.

16:00 Автобус от Красноусольска идёт моментально - только успел заснуть и тут уже будит охранник автовокзала, подосланный водителем. Выскакиваю, хватаю рюкзак и направляюсь к остановке трамвая. Трамвай №10 приходит минут через 5, он похож на что-то среднее между каретой и вагоном метро.

16:40 Попадаю на вокзал. Передаю рюкзак в надёжные и внимательные руки камеры хранения железнодорожного вокзала всего за 72р.80коп. Надёжностью камеры хранения является железная клетка с замком, а в лице внимательности выступает женщина – кассир. Металлоискатель запищал возле кармана рюкзака с страшным приёмопередатчиком. Вид содержимого кармана мгновенно отбил интерес. С карманом, содержащим большой нож произошло то же самое. (на все подозрительные вещи имелись документы)

Нарезаю круги по Уфе. Иду далеко и смело - в кармане спутниковый навигатор. Точка ж/д вокзал, точка магазин башспирт. Йодантипирин, так необходимый покусанным спелеологам был только в одной аптеке (из десятка), да и тот был так же просрочен как и наш.

20:30.. Погружаюсь в поезд. Здесь поход ещё не заканчивается, но проходит по всем давно известному сценарию.

Александр Коновалов

май 2009