Самарский Университет

Спелеошкола Сумган 2010

30 апреля

Уезжаем!
21-30 Вагончик тронулся и спелеологи стали распихивать имеющийся груз, а было его не мало, по купе. Времени на сон оставалось немного, но поспать все, же стоило перед долгой дорогой. Единственное, что мне мешало спать, при моем невеликом росте протяженность спальной полки в купе. И ноги получилось вытянуть только тогда, когда все уснули, а проснулась я от того, что кто-то прошел дальше по вагону, задев мою пяточку.

1 мая

6-45 Приехали в Уфу. Вытащили весь груз из поезда. Ждем определение нашего будущего, сидя на рюкзаках, нежась в лучах Уральского солнца. А вот и приехало наше будущее в виде трех маршруток. 5 часов в душной маршрутке повторяющегося дык-дык-дык на каждой кочке, особенно хорошо это ощущалось на заднем сидении, но спать не помешало, так как ничего другого и не оставалось после поезда с недлинными полками. 14 00 Приехали на пристань. Разделились на несколько групп для переправы на катерах. На катере на нас одели спасательные жилеты, причем, когда возвращались обратно их уже не одевали.

16 30 Прибыли на тот берег- предпоследний пункт нашего пути до будущего лагеря. 2-часовоя пешая прогулка с "рюкзачками" было следующим пунктом нашего to do листа. 18 30 Финиш! Ставим палатки, разжигаем костер, готовим еду, законный отдых.

2 мая

Утро. С будильником нам повезло ,он не разряжался. Наш лагерь расположился в 10 метрах от реки Сумган, скорее ручья, где мы мыли посуду и себя мыли тоже и набирали воду. Напротив расположился лагерь людей из других городов "не Самара" ( Пермь, Екатеринбург, Салават). Построение- обязательная составляющая Школы, проходило в соседнем лагере "не Самара" . Нас разделили на отделения по 4 человека и смешали так , чтобы в каждом отделении был хотя бы 1 спелеолог не из Самары. В каждом отделении был инструктор. После распределения по маршрутам, группы разошлись в обсуждении необходимого снаряжения для данного маршрута(похода в пещеру).Первая пещера нашей группы стала пещера Винтовая. Это горизонтальная пещера, не требующая комплекта срт, с множеством узких меандров. Пещера грязная, многие места проходятся распором. Последний пункт Винтовой - большая грязевая лужа. Пещера мне очень понравилась, она была первой после Греве и Серной и, конечно, не входила в сравнения с ними.

3 мая

Сегодня поход в Кутук-1 и Кутук-2. Собираем снаряжение, комплект срт, комбез и т.д. Сначала отправились в Кутук-1. Это вертикальная пещера, начинающаяся ледяным языком. Интересный и непростой вход. Рядом с пещерой много снега, льда, покрытого мхом , выглядит очень красиво.

Спуск был достаточно холодным и жестким, как и подъем. Сама пещера небольшая, но красивая. В пещере много льда, большие сосулины, есть сифон. Эта пещера мне особенно запомнилась интересным входом - ледяным языком, мои коленки его запомнили. Потом пошли в Кутук-2. Все мокрые, побитые, подуставшие. Вход в пещеру очень красивый, тоже много льда, снега, земля покрыта мхом, на входе большушие сосулины, но нету ледяного языка и срт здесь не нужно. В пещере побродили по чвакам -это большие грязевые «чавкающие» лужи. Вошли в пещеру мокрыми и немного побитыми, вышли еще и грязными. Поход прошел отлично.

Лагерь. Ужин. Отбой 23 00. Спать!

4 мая

Поход в Сумган на верхний этаж. Сумган - это символ нашего похода, вертикальная пещера, общей глубиной порядка 110 метров. Сумган - большой снежный обледенелый по краям колодец, можно сказать пропасть, так как для колодца слишком широко. Когда я увидела эту дыру в никуда, так как когда смотришь сверху вниз дна не видно, меня охватило чувство восторга и предвкушения чего-то нового - первая серьезная вертикальная пещера в моем маленьком спелео опыте. Спуск вниз, на перестежках смотрю вниз, чтобы ощутить высоту и величественность пещеры. Верхний этаж Сумгана. Мы попали в лабиринт с большими потолками и множеством развилок, пройдя по "коровьему ходу", названному так потому, что здесь был обнаружен скелет упавшей в шахту коровы очутились мы в зале "Слона", наверное, его так назвали из-за больших размеров: высота где-то 10-20 метров, диаметр 30 метров. Актовый зал - не уступает своими размерами, 16 метров высотой, 13 шириной и в 65 метров длиною, с восточной стороны его украшает озеро, сверху низвергается водяной поток, а в северной части находится «Спиральный ход», который обрывается колодцем «Туманным» - через него можно попасть на нижний ярус пещеры. Интересным местом верхнего этажа Сумгана является место под названием Эверест, чтобы туда попасть нужно забраться на глиняную горку. Это непросто, так как обувь скользит и приходиться распираться частями тела, кому как удобно, зато обратно скатываться - одно наслаждение. От верхней точки «Эвереста» до поверхности - всего 26 м. Дальше в западной стороне находится галерея «Проспект геофака» - неровный потолок имеет ярко выраженные желоба и купола. В конце «Проспекта» в потолочном желобе находится лаз, по которому можно попасть в зал «Фигур» - место для творчества, где желающие оставляют на память вылепленные из глины фигурки или надписи на стенах, увеличила и я число желающих +1. Еще нам встретилась интересная натечка, похожая на муравейник цвета крем-брюле, которую окаймляли дохлые летучие мышки, а сверху капала вода.

5 мая

Утро. Прошла половина похода. Привыкаешь к обстановке, к раннему подъему, к завтраку и ужину без обеда, к костру, к построению, к каждодневным походам, к рюкзаку на плечах, к грязному комбезу, только вот к жесткому спальнику и клещам привыкнуть не получается...(

Сегодня поход в Кутук-4. Впервые одевала гидрокостюм, скажу прямо мне он сразу не понравился. Процесс одевания был долгий и мучительный, особенно сильно давящий капюшон, делающий нас всех губастиками. В итоге сначала я запарилась в гидро, потом замерзла в пещере. Вход в пещеру красивый, запоминающийся деревянной лестницей, покрытой мхом. Как обычно много снега, лед, камни покрытые льдом. Пещера обводненная, местами очень сильно. Так как гидро нам дали старые, протекающие в разных местах, в сильно обводненные места мы не совались. Итак, сильно замерзли, так как попробовали сунуться, и после попадания воды, уже не хотелось никуда лезть. Все стали замерзать. Шкурник с водой был отличный, несмотря на то что я промокла до нитки и замерзла. Непройденым оставалось место под названием 8 чудо света. Наш инструктор свалил, так как сильно замерз. Несмотря на жуткий холод, мы слазили туда. Везде текла вода, горки в виде множества скользких натечек, заканчивающиеся местом имеющим название Адамовы бани. Выглядит как большая ванна, только это была не ванна, и вода там была далеко не теплая. Замерзшие окончательно мы буквально побежали на выход, в итоге я стукнулась носом не сильно, но царапина осталась. Наконец-то солнце. Тепло. Снимаем мокрые гидро. Опять этот долгий мучительный процесс. Ура. Идем в лагерь.

6 мая

Утро. Наконец-то закончился дождь, и выглянуло солнышко. Проснуться было тяжело, офф меня вытащил прямо в спальнике из палатки, все-таки нехорошо вторгаться в личностное пространство человека, тем более, когда он спит. Есть плюс - позавтракать я успела. Построение. Нижний этаж Сумгана, хлопцы!

2 раз спуск вниз, только на этот раз плюс 40 метров вниз .Спустились мы до верхнего этажа, немного прошли по пещере и нам открылся еще один колодец, тоже обледенелый , сверху текла вода с одной из сторон колодца. Спустились вниз. На нижнем этаже Сумгана холоднее, чем на первом. Зашли в пещеру и сразу увидели озеро. Нет, скорее 2 лужи одна поменьше, другая побольше. Ту, которая поменьше мы обогнули, пройдя вдоль берега. Между ними на берегу надули лодку, накачали точнее. В нижнем ярусе пещеры течет подземная река. К ней примыкает двухкилометровый лабиринт из меридиональных галерей и секущих их коридоров. Переправившись на лодке на другой берег, поскольку лодка была 2-местная, 1 человек был перевозчиком. Было похоже на переправу в подземное царство ( в гости к Аиду). Другой берег весь покрыт льдом, было очень скользко, подниматься нужно было аккуратно чтоб не навернуться на что-нибудь не мягкое, а это вся пещера. Мы затащили лодку на берег и подставили под нее ледяные глыбы, чтобы она не уплыла без нас. Бродили по пещере мы долго, хотели попасть в зал Ворота , а в итоге собрали все шкурники которые были. И все они заканчивались тупиком , а некоторые глиняной жижей, из которой было трудновато вылезти. В итоге один из непонятных ходов, начинающийся шкурником не очень маленьким, стал уходить дальше и дальше. И мы лезли и лезли, на пути стояли подъемы, проходимые распором, меандры, обводненные, по которым мы старались тоже перебираться распором, так как ножки мочить не хотелось, гидро не было, а водички было не мало. Всётки (всё таки) ноги у меня промокли. Вышли в боле менее нормальный зал, где устроили перекус. На этом бродилки закончились, после глиняных шкурников в снаряге мы прибавили на несколько килограмм и пошли на выход. Сбросили килограммы, перед 100 метровым подъемом наверх.

Провожаем сегодня Салават и Пермь, они едут на матч. Костер. Песни под Гитару. Поет дядя Миша. Тяп-тяп тяп-тяп. Орет: Черная Лохматая-) Запомнилось-)

7 мая

Построение. Собираемся в поисковый поход втроем. Пермяки уехали на матч. Нашей задачей был район, находящийся где-то в 3 км от нашего лагеря. Топать пришлось прилично. День выдался очень жарким. Побрызгавшись средством от клещей, мы двинулись в путь. Каждый из нас имел рацию для связи, действующую на небольшом расстоянии. Пришли на место, попили чаек, лежим, отдыхаем. Вставать было уже лень, но дядя Миша зовет. Начали поиски. Разделились. Зашли куда-то далеко, возвращаемся обратно наткнулись на Что-то, уходящее вниз. Одеваю комбез, снарягу. Лезу. Мокрая, грязная дыра. Внизу снег. Кайф. Только ради этого можно было слазить, так как было ужасно жарко. Сверху сосулины, сбоку сосулины, все залито льдом. Стала разбивать сосулины. Появился узкий ход, я бы сказала ледяные тиски, уходящие вниз. Не стала туда лезть, так как каски у меня не было. Нашли еще 2 дырки обе тупиковые. Возвращаемся в лагерь. Ноги устали. Ура. Ужин. Костер.Спать.

8 мая

Утро. Просыпаюсь. Есть небольшое чувство усталости. Сегодня нас ждет пещера Зигзаг. Хочу там побывать. Всем, кто ходил там жутко понравилось. Пришли на место, достаю все из рюкзака, а нет не все- каски нету. Появилось чувство злости на саму себя и обиды, так как, не попаду туда, куда хочу. Денис меня выручил. Он дал мне свою каску, за 2 кока-колы. Но мне было все равно хоть 3, я была очень рада, потому что я попаду в Зигзаг. Пещера действительно стоила того(2 кока-колы, а может и ящика). Мы были теперь уже в хороших непротекающих гидро. Поплавали по речке, искупались в душе, длинные узкие меандры, сопровождающиеся бесконечными брызгами, то сверху, то сбоку, внизу ручей. Вода теплая. Пещера прекрасна. Полный relax!

Пришли в лагерь, осталось время на помывку снаряжения, вещей и себя в том числе.

9 мая

Уезжаем! Прощай лагерь!

Гаснет эха далекий звук, Обнимая березки стан Мы вернемся к тебе Кутук Скажем, здравствуй тебе, Сумган!