Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

За гранью комфорта



Сейчас, я сижу, пью «американо» в кофейне какого-то делового центра на Московском шоссе. Белая чашка, приятная музыка, запах корицы. В общем, городской комфорт. А совсем недавно, даже не верится, был поезд. Сырокопченая колбаса , сухофрукты и теплое общение…

В вагоне уже тихо, ты смотришь в окно, где даже в темноте различаешь непривычные пейзажи, то в глаза собеседника, также уставшего и счастливого, как и ты. «За что ты любишь спелеологию?»- промелькнет в разговоре. «За атмосферу, чувство единства» - отвечу, почти не задумываясь.

Сказать, что я услышала «зов бездны» будет наглой ложью. Просто хотелось чего-нибудь нового. Выбраться из зоны своего комфорта. Было совершенно неважным, что выведет мою жизнь из привычного ритма. Только что-то в последнее время мозолит глаза плакат между 3 и 3а корпусами. Пришла и осталась. В первую очередь из-за людей. Простых и добрых. Совершенно не знающих слова «устал» и «боюсь». Зато свободно оперируют такими как «комбез», «кроль», «жумар». Теперь я тоже.

Это была моя первая выездка в пещеры за пределами Самарской области. Восьмидесятилитровый рюкзак, который, кажется, весит тону, и плюс центнер предвкушений путешествия на плечах. После вечно неспящей Самары, в которой и ты за компанию с ней не можешь уснуть, ритм поезда действует лучше любого снотворного.

Приехали. Город Аша, Челябинская область, начало Уральских гор. И, как говорится, с корабля на бал. Первая цель – пещера Киселевская. Идти недалеко. У подножия горы разбили лагерь. Переодеваемся и вперёд. Вверх. Сила притяжения и скольжения неумолимо тянут, скатиться вниз по склону. Цепляешься за ветки. И вот он : вход в пещеру. Каменная арка, покрытая кружевным мхом. Да, именно таким. Не ровный покров, а как будто состоит из множества маленьких кувшинок. В Самаре такого точно не увидишь. И ветка рябины в дополнение этой, на удивление яркой, картины, ведь на улице серый, сырой, ноябрьский день.

Но какая нам разница, какая погода? В пещерах всегда около +4 С . Мы внутри. Залы сменяются узкими проходами, где передвигаешься ползком. Спелеология - это , может быть, дань детству. Только теперь можно официально ползать и пачкаться. И тебя никто не поругает за грязный комбинезон. Движемся к Черной речке. Точнее скользим. Глинопарк. Сырые, грязные и счастливые. Главное вовремя остановиться и не угодить в водоем. Слышится шум воды. Пришли. Прозрачная, кажется волшебной.

Но пора обратно. По скользкой поверхности вверх. Случайно наступила на инструктора. Он шутит, все смеются. И я в том числе. А на что здесь ещё можно опереться, кроме как на любимого руководителя?

Обратно ползти всегда легче. Комбез весь в глине, хотя старшие говорят, что это ещё ничего : « А вот в Сухой Ате действительно будет глина». Теперь главная задача снять его так, чтобы чистая одежда не испачкалась. Естественно, ничего не вышло.

Очень холодно. Чай никогда в жизни не был таким вкусным, таким оживляющим как в тот момент. Но все равно трясет. Пока другая группа отправилась в пещеру, руководитель предложил пойти на смотровую площадку. О нет, опять вверх. Но хочется согреться и соглашаешься. За что я ещё люблю туризм? За вечно преодоление себя. А точнее городской ленивой твари, так крепко засевшей в каждом из нас. И лезешь вверх. Гораздо труднее, чем в первый раз. Безумно хочется спуститься обратно, но как-то неловко признаваться себе в проигрыше. Случайно сломала березу, ещё последующие два дня шутили про это. Какой же вид! Уральские горы и вечно живая железная дорога. Артерия, соединяющая запад и восток нашей необъятной Родины. Глубоко вдыхаешь. Такая свобода внутри!

День второй. Подъем в шесть утра. Съедаешь всю порцию чечевицы, силы понадобятся. Сегодня событие, которое новобранцы ждут давно. Использование техники SRT в настоящей пещере (Техника одной верёвки. Применяется в спелеологии для преодоления вертикальных участков пещер) !

Восемь километров пешком по грунтовой дороге пролетели незаметно. Ещё бы! Такой пейзаж! Горы, на которых деревья растут как-то иначе: непреклонно тянутся вверх по стойке «смирно», небольшая речка брильянтового цвета, и небо, сильное и властное, ни намека на лучи солнца. Набрали воды, теперь путь лечит прямо в гору. Сказка! Хвойные деревья, мхи, папоротниковые и другое многообразие красоты нашей планеты…

Пещера Олимпийская. Нас встречает небольшой высокий зал. Но самое интересное заключается при спуске вниз. Немного страшно. Пройдя «перила», вщёлкнула «короткий ус» в карабин. Такое ощущение, что висишь над пропастью, хотя глубина не больше 20 метров. Но времени на раздумывания нет. Тебя ждут другие члены группы. Спуск, проходишь «карем», и перед тобой открывается ещё один зал. Высокий, напоминающий чем-то католический храм…

На поверхности приготовили суп с консервами. Что-то напутали с количеством продуктов на человека.Но разве это важно, ведь он получился таким вкусным! Двадцать человек сидят вокруг костра, весело говорят о чём-то. Так уютно. В такие моменты понимаешь, насколько же хорошо жить.

День третий. Сегодня мы попрощаемся с Челябинской областью, так гостеприимно встретившую нас, и поедем в родную Самару. Но это вечером. А сейчас вперед и с песней в третью пещеру : «Сухая Атя». До настоящего момента не могу осознать в каком месте она сухая. Кальцитовый лаз, где ползти нужно около 20 метров, далее грот, Глиняные горы , длиной метров 40. Резонансный зал, напоминающий огромный шатер цирка, украшенный сталактитами, сталагмитами, другими натеками, образующими причудливые узоры. Дальше вход для нас закрыт сифоном...

Попрощавшись с летучими мышами, покидаем это волшебное пространство: пещеры. В них всё другое: воздух, пейзажи, время теряет свои привычный ритм, линия горизонта, отсутствует и даже мысли в голове текут как-то иначе. Полюбить сырость, темноту и грязь невозможно. Невозможно, когда находишься в сухой квартире. Вылези из зоны своего комфорта, и тебе откроются новые пространства нашего мира.

Текст - Екатерина Альдебенева

Фото - Никита Евдокимов