Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Губахинский секстет

Ночь. Снег. Пустые улицы города. Пока все друзья и знакомые спят, наша команда собирается на вокзале в ожидании прибытия поезда. На сонных лицах – улыбки. Все в предвкушении начала путешествия.

Наконец вещи погружены, мы разместились по купе… поезд трогается с места. На часах 5:52…И вот уже позади Самара, обычные серые будни остаются за горизонтом. Поезд несет нас навстречу приключениям, новым местам и открытиям. Так 26 января 2017 года началась ежегодная зимняя поездка спелеоклуба Самарского Университета.

Уже на следующее утро мы прибыли в Екатеринбург, где нам предстояло провести несколько часов, ожидая поезд до конечного пункта назначения. Сбросив свои тяжелые рюкзаки в зале ожидания, мы решили не рассиживаясь отправиться в музей, посвященный Б.Н. Ельцину, где в очень интересной и доступной форме рассказано о жизни и политической деятельности первого российского президента. Мы узнали много нового, записали обращение президента, сделали немало веселых фотографий и даже подискутировали о биографии Б.Н. Ельцина.Вечером наша команда снова загрузилась в поезд, который должен был доставить нас в Пермский край: край снегов и морозов.

Раннее утро. На улице еще темно. Узкий перрон, сугробы выше головы и одиноко стоящий автобус, ждущий группу самарских спелеологов - таким предстал перед нами город Губаха, где нам предстояло провести без малого 9 дней.На первый день пребывания выходов в пещеры запланировано не было и после завтрака мы дружной компанией отправились знакомиться с местной природой. Мало какие места могут сравниться по красоте и величию с Уралом, изумляющим своими пейзажами в любое время года. Дойдя до пещеры с загадочным названием Тёмная, посещение которой ожидалось ближе к концу поездки, повалявшись во всех сугробах, встретившихся нам на пути, наигравшись во фрисби и зарядившись позитивным настроем, мы вернулись в хостел. Вечер вся наша большая команда провела, смотря фильмы и видео из предыдущих поездок клуба. Денек выдался веселым, но пора ложиться спать, ведь уже завтра в планах посещение первой в нашем списке пещеры – Кизеловской.

Дежурные зовут на завтрак, а так хочется еще немного полежать в теплом спальнике. Но деваться некуда – надо вставать, ведь не спать мы сюда приехали. Сытые, с трансами в руках мы лезем в автобус, который повезет нас в город Кизел, где находится наша пещера. Приехали, переоделись в пока еще чистые вещи, взяли самое необходимое.Вперед! Глиняные стены, узкие проходы, капли воды, падающие с потолка на лицо – все это таинственный мир, скрытый от большинства людей. Участники, впервые принимающие участие в подобной поездке, попробовали сделать топосъемку участка пещеры. Конечно же, не без помощи более опытных ребят. Не обошлось и без соревнований по пачканию друг друга глиной, но куда же без озорства: не каждый день мы попадаем в «мир грязи». Исходив все пещерные коридоры, посетив огромные каменные залы, нередко имеющие забавные названия (например «Чмокало»), мы стали выбираться назад. С трудом засунув грязную одежду в трансы, мы вышли из пещеры и начали оттирать снегом свои чумазые лица, одежду и трансы от засохшей на них глины. Да, это, конечно, не очень приятно, но куда менее привлекает мыть после себя автобус. И снова хостел, ужин за большим общим столом, вечерние посиделки и ранний отбой.

Понемногу начинаешь привыкать к установленному режиму дня, и вставать по утрам уже легче. В третий и четвертый дни нашего пребывания в Губахе мы, поделившись на две группы, по очереди ходили в пещеру Мариинская. До пещеры пришлось немало идти пешком, тропить, пробираться через сугробы. Но оно того стоило! Это удивительная пещера, разбитая на две части, совершенно не похожих друг на друга. Для неопытных участников, в том числе и для меня, это была первая вертикальная пещера, спускаться куда необходимо с использованием техники срт, которой мы обучались на протяжении нескольких месяцев. Сначала все представлялось легко… Но, как оказалось, тренировки в зале и практика в настоящей пещере – небо и земля. Когда висишь на веревке на высоте 20-30 метров и под собой видишь только темноту и далекий свет чьего-то фонаря, охватывает волнение перед неизвестностью, ждущей тебя там, внизу… Но любопытство берет верх, и ты начинаешь спускаться… Затаив дыхание, скользишь вниз по веревке. И совсем не хочется, чтобы это прекращалось. И вот ты уже внизу. Поднимаешь голову и начинаешь осознавать, что сейчас произошло.

Особого внимания заслуживает ледяная часть Мариинской. Стены, покрытые льдом, необыкновенной красоты сосульки всевозможных размеров, ледяной склон в несколько десятков метров – ледяная сказка, холодная, но невероятно красивая. Но красота красотой, а пора и назад подниматься. Не знаю, как для других, но для меня это оказалось очень трудной задачей: пальцы замерзают и не слушаются, ноги на льду разъезжаются в разные стороны, да еще и совесть мучает, что другие члены группы стоят и мерзнут в ожидании моего подъема. Но нет ничего невозможного: ледяной склон был преодолен.

Тем временем ребята, оставшиеся в хостеле, строили топосъемку пещеры Кизеловской, опытные участники обучали этому делу новичков. Не забыли они приготовить ужин, а также смонтировали для души небольшой видеоролик о нашей поездке.

На следующий день в планах посещение сразу двух пещер: Геологов-2 и Геологов-3. И вот мы вновь на ногах и готовы к новым свершениям. Опять необходимо заставить себя влезть в грязный комбинезон, чтобы шагнуть в неизвестность. Несколько шагов, и чувствуешь, что ноги уже прилипают к полу. Вокруг снова полно глины, хоть замки строй. И вот в тебя уже прилетает грязевой снежок. Горы. Горы глины. А среди гор течет ручеек подземной речки. В пещерах своя природа – особенная, неповторимая. Ходишь и наслаждаешься величием подземного мира. И вдруг из темноты звучит знакомый голос Валентина: «Вы нашли сифон?» И как мы не отпирались, пришлось послушаться руководителя и отправиться на поиски некоторого сифона. Сифон то мы нашли, но на пути к нему не одному человеку пришел в голову вопрос «А что я вообще тут забыл?». Предстояло преодолеть не самую приятную узость, где даже самым компактным участникам группы было непросто, особенно в моменты, когда пропитанный глиной комбинезон прилипает к полу, что сильно затрудняет передвижение. Но без трудностей нет интереса.

Напоследок у нас осталась пещера Тёмная, выхода в которую многие ждали, как ни в какую другую. Ходить туда было решено два дня двумя группами соответственно. Пещера имеет две части: старую – сухую и новую – грязную. Новичков допустили до посещения только старой части. Преодолев два колодца, мы пошли бродить по каменным лабиринтам Тёмной. Много интересного мы увидели в этой пещере, но больше всего запомнился так называемый «птеродактиль» - узкий проход, для преодоления которого необходимо принять позу этого животного. Именно за ним и начинался вход в грязную часть пещеры, куда отправились наиболее отважные и опытные участники. После посещения новой части Тёмной и Кизеловская, и Геологов казались очень чистыми и сухими. Скользкая грязная веревка, подниматься по которой практически невозможно, гидры, стесняющие движение… Несладко же пришлось ребятам, но они не пожалели, что побывали там.

День восьмой. Спонтанно возникла идея посетить еще одну пещеру, которой не было в наших планах – Российскую. Отправились все желающие. Немного поплутав в поисках Российской, мы все же добрались до цели. Продолжительный узкий ход у начала вел к подземному озеру. Прозрачная вода и большие камни на дне – волшебно. Гуляя по пещере, мы пришли в зал, где на глиняных полках - множество глиняных фигурок, что удивительно, ведь не в каждой пещере можно набрести на глиняную галерею.

Пещеры завораживают: так и ходила бы по длинным ходам, кончающимся просторными залами, хранящим немало тайн… Но ничто не вечно, пора возвращаться в хостел, собирать рюкзак в обратную дорогу. Последний душевный вечер в Губахе, последний ночной киносеанс… Вещи собраны, рюкзаки ждут отъезда. Отбой.

И снова утро. Завтрак. Все, как всегда. Вечером поезд, но впереди еще целый день. Мы не любим сидеть на месте: отправляемся в Каменный город. Пушистые сугробы, огромные лохматые ели и каменные гиганты. На улице мороз, но нас он не смущает, мы просто наслаждаемся окружающей нас действительностью, так похожей на выдумку.

Вечер. Знакомый узкий перрон. Ждем поезд, который повезет нас в сторону дома. А вот и он: надо торопиться, времени на погрузку совсем мало. Ну вроде все, расположились, постелились, можно и отдохнуть до утра.

И уже Екатеринбург за окном, где мы проведем почти сутки. Сойдя с поезда, мы сразу отправились в СГС – Свердловскую городскую спелеосекцию, где нас встретили очень гостеприимно. Немного посидев, попив чай и закончив атаку местного магазина спелеоснаряжения, мы пошли на скалодром – нечего сидеть без дела. После небольшой разминки мы принялись тренироваться в скалолазании. Нам было весело и интересно – совмещали приятное с полезным. Три часа на скалодроме пролетели незаметно, и мы вернулись в СГС, заглянув по дороге еще в пару интересных мест.

До отбытия на вокзал еще оставалось время, и каждый занимался тем, что ему больше по душе: одни смотрели любимые с детства мультфильмы, другие спали, кто-то кушал тортик. Но в гостях хорошо, а дома лучше. Пора. Взвалив на спины рюкзаки, мы двинулись к вокзалу.

И снова поезд, на этот раз до родной Самары. В душе смешанные чувства: одновременно желание и нежелание возвращаться. Но в том и плюс всего хорошего, что оно когда-то заканчивается, иначе ничего бы уже не впечатляло и нечего было бы ждать с нетерпением.

Ночь. Поезд бежит по рельсам. А нам не до сна. Последний день в поезде пролетел незаметно, впрочем, как и вся поездка. Еще чуть-чуть и будем дома. И снова ночь. Начинают появляться знакомые улицы и здания. За окном уже 8 февраля. На часах 3:43. Вот и Самара.

Это была первая моя большая поездка в составе спелеоклуба Самарского университета, и я ни разу не пожалела, что решила именно таким образом провести каникулы. Это небольшое путешествие подарило всем нам массу впечатлений и эмоций, породило огромное количество веселых историй и шуток и, несомненно, еще сильнее сплотило нашу команду.