Самарский Университет
Спелеоклуб Самарского университета

Солнечный зайчик нелепого мира

1 2 3 4 5 6 7

7. Где снег съедает города

Рассвет

Кизеловская в нашей программе – это так сказать ознакомительная пещера для разминки. Здесь нет вертикальных участков, на которых кто-то тупит, а кто-то мерзнет. Автобус доезжает до пещеры. До теплой части подземелья с положительной температурой – совсем близко.

Следующий шаг – Мариинская. По изначальному плану разделили людей. Половина каждого отделения осталась в хостеле. Мы же идем к остановке. Ждём рейсового автобуса. Глядя на пустынную дорогу среди сугробов и утонувших в снегу построек, сложно представить, что автобус приедет. Но это город. Он не похож на наш. Для него нет приложения «прибывалка», но тем не менее тут живут люди и каждый день они куда-то едут. И автобусы ходят по расписанию. Вот и наш.

Высаживаемся напротив труб завода с интересным названием Губахинский кокс. Что такое кокс. Что первое приходит на ум. В общем, тут обжигают уголь, делают топливо для многих промышленных предприятий.

Наш путь лежит на пригорок, в мертвый город Верхняя Губаха. Когда-то тут был город, сейчас полуброшенный дачный поселок. В первый свой приезд в эту местность Верхняя Губаха произвела на меня огромное впечатление. Я ковылял по заброшенному поселку ночью, один, с поврежденной ногой в надежде успеть на единственную утреннюю электричку. Сейчас Губаха выглядит не столь зловеще. Домики прячутся в снегу. Облака, выпускаемые коскозаводом, ещё не успели закрыть солнце. Живописно.

Увлечённо смотря по сторонам, мы пропустили тропинку к пещере – не заметили, что она есть. И теперь – делаем свою тропу. Снега очень много. Мы в нём практически плывем. Поначалу весело и экзотично, если бы не так далеко до цели и не тяжелый рюкзак с веревками и прочим. Зима на дворе, но нам пока жарко. Холодно становится возле пещеры.

Мы забились в привходовой грот. Сразу поставили подземную палатку. Такая тактика: в вертикальных пещерах здешних мест ставим палатку, чтобы можно было ждать и греться, пока другие участники работают на веревке. Сегодня повесим веревки, оставим их до завтра, для второй половины нашего коллектива. Палатку тоже оставим.

В пещере два направления: ледяной зал и основная теплая часть. В каждом из направлений нужно делать навеску. Ребята приступили, я бегаю, смотрю то туда, то сюда. На ледовой катушке конечно сложнее. Лёд вообще штука особая, опасная и непостоянная. А еще на льду холоднее. Холод пробирается через наши уловки – не помогают ни шерстяные перчатки, ни подшлемник, ни стельки из пенки в резиновых сапогах. Точнее помогают, конечно, без них вообще было бы печально, но всё равно холодно.

В основную часть ведет узкий лаз сразу переходящий в колодец, и тут главное не ошибиться, сделать правильно подводящие перила. Тут не менее красиво, чем в ледяном колодце, но красота имеет теплые оттенки. Пещера состоит из желтого каменного сыра: куча промытых ходов: труб и трубочек, проходимых и нет – со всех сторон примыкающих к основному ходу. Большой гур без воды с характерным названием Джакузи, зал Эхо правильной шарообразной формы. Милая пещера, даже без привкуса воспоминаний.

На второй день нашего посещения Мариинской, на обратном пути у коксового завода нас встречает Додонов Илья – наш старый друг – единственный спелеолог города Советский Ханты-Манскийского округа, с которым мы побывали не в одной экспедиции. Додонов привез три торта, но самое классное – он на машине. И вот, сорок минут спустя мы все едим торты в просторной зале дворца спорта Шахтер.

Додонов Илья

1 2 3 4 5 6 7